Буква М: МЕБЕЛЬ - МУФТА

 


МЕБЕЛЬ – передвижные или встроенные изделия для обстановки жилых и общественных помещений и других зон пребывания человека. Мебель для кухни под заказ лучше всего приобрести в Кухни.бел!
МЕДРЕСЕ – мусульманская средняя и высшая духовная школа, готовящая служителей культа, учителей, а также в странах Ближнего и Среднего Востока служащих и др. М. действуют на территории современной России (в Грозном, Махачкале, Уфе), а также в Узбекистане (Мири-Араб в Бухаре), Азербайджане (Баку). Обычно М. представляют собой квадратный или прямоугольный двор с айванами и галереями и расположенный вокруг него комплекс 1-2-этажных зданий, включающий мечеть, аудитории, кельи и т.д.
МЕДЬ – химический элемент I группы периодической системы. Металл красного (в изломе розового) цвета, ковкий и мягкий; хороший проводник тепла и электричества (уступает только серебру); плотность 8,92 г/см3, tпл 1083,4°C. Химически малоактивна; в атмосфере, содержащей CO2, пары Н2O и др., покрывается патиной – зеленоватой пленкой основного карбоната (ядовит). Из минералов важны борнит, халькопирит, халькозин, ковеллин, малахит; встречается также самородная медь. Главное применение М. – производство электрических проводов; также из М. изготовляют теплообменники, трубопроводы. Более 30% М. идет на сплавы.
МЕЖА – в России граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли.
МЕЗОНИН – 1) надстройка небольшой высоты (обычно с балконом) над частью (обычно центральной – над центральным ризалитом или портиком) малоэтажного жилого дома; выполняется под собственной крышей, возвышающейся над общей (в отличие от мансарды, устраиваемой в пределах чердака здания). 2) В архитектуре русского классицизма М. чаще называют верхнюю часть фасада здания, подчеркнутую балконом, пересекающим колоннаду портика несколько выше середины. То же в интерьере – антресоль; в древнерусской архитектуре – полати. 3) неполный верхний этаж над средней частью дома, характерный для классицизма.
МЕЛ – органогенно-осадочная горная порода (слабосцементированный известняк) белого цвета, состоящая почти из чистого карбоната кальция, с незначительными примесями глинистых веществ и зерен кварца. Содержит СаСО3, 91-98 %; объемная масса 1,5-1,6 г/см3, пористость 40-50%, естественная влажность до 20-35 %, прочность не более 4-5 МПа. М. обладает высокой дисперсностью, применяется в качестве белого пигмента для цветных красочных веществ, приготовления клеевых и силикатных красок, как наполнитель М. используют для приготовления замазки, а также при производстве извести, портландцемента и стекла.
МЕЛИОРАЦИЯ – система организационно-хозяйственных и технических мероприятий по коренному улучшению неблагоприятных гидрологических, почвенных и других условий земель с целью наиболее эффективного их использования. Основные виды М.: орошение, осушение, химическая М., агролесомелиорация.
МЕМБРАНА – покрытие сооружения, представляющее собой пространственную конструкцию в виде абсолютно гибкой пластинки или гибкой провисающей оболочки, жесткость которой на изгиб пренебрежимо мала. М. способна воспринимать поперечную нагрузку лишь при закреплении ее с натяжением по внешнему контуру. Применяется в строительстве в качестве покрытий зданий и сооружений (при этом закрепляется по верхнему периметру сооружения).
МЕНАЖЕРИЯ (менажри) – 1) являющийся декоративным элементом архитектурно оформленный домик для птиц, обычно находящийся на берегу водоема в парке; 2) парковый увеселительный павильон с клетками для зверей; 3) небольшой загородный дворец с парком и зверинцем.
МЕНГИР – мегалитическое сооружение (разновидность мегалита), представляющее собой вертикально врытый в землю длинный камень (4-5 м и более). Известны в Западной Европе, Северной Африке, Индии, Сибири и на Кавказе.
МЕРБАУ (Merbau) – дерево, применяемое в качестве сырья для изготовления строительных материалов и изделий. М. произрастает в Юго-Восточной Азии (Малазия, Индонезия, Филиппины). Африканская порода, очень близкая по свойствам к М. – дуссия. Основной тон окраски М. – коричневый, от светлого до темно-коричневого, местами с вкраплением желтых прожилок. В процессе эксплуатации М. темнеет (особенно более светлые участки), в результате чего окраска древесины в целом выравнивается. Древесина содержит в порах маслянистые вещества, очень твердая, устойчива к воздействию влаги, мало рассыхается. Благодаря этим свойствам М. используется, в частности, для устройства палуб и отделки помещений на морских судах и яхтах. В паркетных полах как по своим свойствам, так и эстетически М. очень хорошо сочетается с дубом. Плотность 0,84 г/см3, твердость – 4,1.
МЕРГЕЛЬ – осадочная глинисто-карбонатная горная порода, переходная от известняков и доломитов к глинистым породам (содержит 35-65% глинистого вещества); обычно состоят из смеси углекислого кальция (50-80% ), иногда с углекислым магнием, и глинистого и песчаного грунта (20-50%) различной окраски, разрушающиеся при воздействии отрицательной температуры. М. малоустойчив к атмосферным воздействиям, широко используется как сырье для производства портландцемента.
МЕРЛОН – 1) в архитектуре средневековых крепостей – часть парапета между амбразурами, образующая зубцы, за которыми укрываются защитники крепости. Зубцы иногда прорезают узкими щелевидными бойницами. 2) В более поздних фортификационных сооружениях – участки бруствера между соседними амбразурами или бойницами.
МЕРЧАНДАЙЗИНГ – комплекс маркетинговых коммуникаций в розничной торговле. М. использует в основном приемы рекламы на местах продаж и sales promotion. Основная задача – стимулирование продавцов к активным продажам рекламируемых товаров и воздействию на покупателей с целью обеспечения ими покупки.
МЕСТЕЧКО – в XVIII- начале XX вв. поселок с торгово-ремесленным населением в Польше, Украине и Белоруссии; позднее понятие М. трактовалось и употреблялось более широко, как небольшой городок вообще.
МЕСТНОСТЬ – 1) часть территории, характеризующаяся общностью каких-либо признаков (природных, исторических или других); 2) в физической географии – крупная морфологическая часть ландшафта географического, комплекс урочищ; 3) в геодезии – часть (участок, район) земной поверхности со всеми ее элементами; 4) в фортификации – поверхность земли со всеми находящимися на ней предметами, оказывающими непосредственное и постоянное влияние на действия своих войск; для корректировки свойств М. прибегают к ее военно-инженерному оборудованию.
МЕТАЛЛ – простое вещество, обладающее высокими теплопроводностью и электрической проводимостью, ковкостью, блеском и др. характерными свойствами, которые обусловлены наличием в их кристаллической решетке большого количества слабо связанных с атомными ядрами и свободно перемещающихся электронов. Этими свойствами обладают примерно 80 химических элементов и множество металлических сплавов. Все М. и сплавы делятся на черные (к ним относят железо и сплавы на его основе; на их долю приходится около 95 % производимой в мире металлопродукции) и цветные, или, точнее, нежелезные (все остальные металлы и сплавы).
МЕТАЛЛОПЛАСТ – материал из металлического листа (сталь, титан, алюминий и его сплавы) толщиной 0,3-1,2 мм с одно- или двухсторонним покрытием толщиной 0,05-1 мм из полиолефинов, поливинилхлорида, фторопластов, полиамидов и др. полимеров.
МЕТАЛЛОПОКРЫТИЯ – покрытия из металлов или металлических сплавов, наносимые на поверхности металлических (иного химического состава) или неметаллических изделий. М. служат для защиты изделий от коррозии, повышения их износостойкости, для декоративных целей.
МЕТАЛЛОПОЛИМЕРЫ – материалы на основе термопластов, синтетических смол или каучуков, содержащие наполнитель в виде металлических порошков или волокон.
МЕТАЛЛУРГИЯ ПОРОШКОВАЯ – область науки и техники, охватывающая производство металлических порошков, а также изделий из них или их смесей с неметаллическими порошками.
МЕТАЛЛУРГИЯ ЦВЕТНАЯ – отрасль тяжелой промышленности, включающая добычу и обогащение руд, производство и обработку цветных металлов и их сплавов. Попутная продукция М.ц. – химические соединения, минеральные удобрения, стройматериалы и т.д.
МЕТАЛЛУРГИЯ ЧЁРНАЯ – отрасль тяжелой промышленности, к которой относятся предприятия по добыче и обогащению рудного и нерудного сырья, по производству огнеупоров, продуктов коксохимической промышленности, чугуна, стали, проката, ферросплавов, стальных и чугунных труб и изделий дальнейшего передела (рельсовых скреплений, белой жести, оцинкованного железа), металлических порошков черных металлов.
МЕТОД «ДЕЛЬФЫ» (дельфийская техника) – индивидуальное анкетирование мнений экспертов с целью выявления преобладающего суждения специалистов, исключающее прямые дебаты и позволяющее экспертам оценивать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег.
МЕТОД ДЕФОРМАЦИЙ (перемещений) – метод определения усилий в элементах статически неопределимой системы от произвольной нагрузки, в котором за основные неизвестные принимаются либо линейные и угловые перемещения узлов, либо группы, образованные из этих величин. Вспомогательными величинами при пользовании методом деформаций для рам с прямыми стержнями служат реакции, возникающие в статически определимой балке с прямой осью. Величины этих реакций могут быть найдены методом сил.
МЕТОД ДИЗАЙНА – порядок достижения проектной цели, решения поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задач, последовательность приемов или операций, необходимых для получения искомого результата; система мер по оптимальной организации проектной (дизайнерской) деятельности. Включают несколько тесно взаимосвязанных разделов знания и комплексов работ: метод, методика, художественный метод, «ноу-хау», уточняющих порядок и последовательность проектных работ от самых общих установок до конкретных технологий, обеспечивающих достижение проектной цели. См. также методика дизайна.
МЕТОД ДИСКРЕТНЫЙ – методы решения задач в строительной механике, основанные на замене задачи об определении непрерывных искомых функций задачей о приближенном отыскании значений этих функций в конечном числе точек рассматриваемой конструкции.
МЕТОД ОЦЕНКИ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ – способ определения стоимости недвижимости. Выбор М.о.о.н. зависит от характера объекта, цели и функции оценки, от имеющейся в распоряжении эксперта информации. Известно несколько десятков М.о.о.н., группируемых в три подхода: затратный, доходный и сравнительный (рыночный) и используемых для различных видов объектов: зданий, сооружений, земельных участков, квартир и т.д. Рекомендуется определять стоимость объектов недвижимости, применяя как можно большее число М.о.о.н., тогда при согласовании полученных различными методами результатов, значительно возрастет вероятность получить максимально точное значение стоимости объекта. См. также оценка недвижимости.
МЕТОД ПЕРЕМЕЩЕНИЙ – метод строительной механики для определения усилий и перемещений в статически неопределимых конструктивных системах, при котором в качестве основных неизвестных выбираются линейные и угловые перемещения.
МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ СЕТЕВОГО – комплекс методов построения, расчета, анализа и оптимизации сетевых моделей.
МЕТОД ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ – совокупность приемов, определяемых избранным оценщиком подходом к оценке стоимости объектов недвижимости. Обычно различают М.о.о.н.: метод инвестиций, метод остатка, метод капитализации дохода и прибыли, методы, основанные на анализе потоков наличных средств, метод сравнения, метод прямого сравнительного анализа продаж, затратный метод и др.
МЕТОД ПОДЪЕМА ЭТАЖЕЙ – индустриальный метод монтажа по специальным проектам многоэтажных каркасных зданий, основанный на подъеме по колоннам на проектные отметки перекрытий вместе со стенами и перегородками, подготавливаемых на уровне первого этажа; М.п.э. исключает применение дорогостоящих башенных кранов. После работ подземного цикла по всему периметру здания монтируют на всю его высоту колонны. Колонны в процессе монтажа здания служат опорами гидравлических подъемников, направляющими для поднимаемых этажей и являются несущей основой наземной части здания. Затем поверхность бетонной подготовки под пол первого этажа заглаживают. После этого изготовляют одно за другим железобетонные перекрытия. По окончании бетонирования верхнего перекрытия и получения им проектной прочности монтируют элементы покрытия и поднимают его в проектное положение. После подъема чердачного перекрытия на нижележащем перекрытии монтируют конструкции верхнего этажа здания. Затем этаж поднимают на его проектное место. Таким образом постепенно монтируют и поднимают нижележащие вплоть этажи до первого.
МЕТОД ПОИСКА ИДЕЙ КОЛЛЕКТИВНОГО – метод решения актуальных проблем проектирования путем использования совместной работы группы специалистов; эффективная форма изобретательства, рационализаторства, проектирования. М.п.и.к. предполагает целенаправленный, систематический сбор и обобщение сведений об основных аспектах проектной проблемы и поиск ее решения с учетом реальных требований, изначально сформулированных в виде постановки проблемы, принципиального обзора важнейшей информации о ней, указания возможных направлений поиска и связанных с ними частных подзадачах.
МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО «ВЖИВАНИЯ В РОЛЬ» – осмысление задач проектирования с учетом прогнозируемой реакции потребителя. Строя модель потребителя, автор проекта должен понимать результат проектирования не просто как программирование духовно-практического поведения людей, но и как двухстороннюю коммуникацию изделия или среды с равноправным адресатом художественного сообщения. Возможны два основных направления взаимодействия потребителя с окружением и объектом дизайна, которые формируются в процессе активного восприятия, выборе и оценки вещи. Первое обеспечивает человеку сохранение и, возможно, закрепление уже выработанного им индивидуального стиля деятельности в предметной среде и ее эмоционального отражения. Второе – его изменение и формирование новых типов эмоционального и эстетического отношения к среде (такое направление определяет более высокий созидательный порядок психологических структур деятельности, чем первое). Продуктивный диалог между дизайнером и потребителем происходит только при общности направления их деятельности.
МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО «РАНЖИРО-ВАНИЕ И ВЗВЕШИВАНИЕ» – форма оптимизации принятия проектного решения путем сравнения альтернативных предложений с использованием общей «объективной» шкалы измерения. М.п.д.«р.и.в.» состоит из ряда последовательных действий: а) определения задач, которым должны отвечать варианты (при ранжировании задач их распределяют по степени предпочтения, при «взвешивании», количественном сравнении – назначают каждой из них коэффициент весомости, отражающий ее соотносительную важность); б) измерение или оценка степени соответствия всех альтернативных решений каждой из ранжированных или взвешенных задач; в) преобразование полученных результатов в процентные отношения при ранжировании и в абсолютные величины цифровых коэффициентов весомости при взвешивании задач; г) выбор альтернативных проектных решений, имеющих наилучшие процентные отношения или наибольший коэффициент весомости.
МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО СИНЕКТИЧЕ-СКИЙ («синектика») – проектная деятельность, сознательно использующая розного рода механизмы творчества, в основным различные типы аналогий, для целенаправленного ориентирования спонтанной активности мозга и нервной системы. Творческая активность здесь вызывается внутренними причинами или побуждениями, основанными не необходимости самодвижения и самовыражения мысли или идеи, и возникает без внешних воздействий, самопроизвольно.
МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО «СЛУЧАЙНЫХ АССОЦИАЦИЙ» – сознательное использование случайных находок, возникших при генерировании ассоциаций заданного объекта проектирования с различными признаками произвольно выбранных объектов – «синонимов» – для последующей наработки новых проектно-творческих идей.
МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО «СТРУКТУР-НОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» – свободная (непредубежденная) компоновка первичных модульных элементов в разнообразные по конфигурации и связям системы и структурные комплексы. Метод используется при поисках и разработке гибких, открытых для развития систем, обладающих композиционной способностью «присоединяемости». Метод гармонично увязывает требования унификации при индустриальном производстве с возможностью индивидуализации отдельных композиционных решений и является гибким средством организации разнообразных предметно-пространственных образований.
МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО «СЦЕНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» – литературно-графическая форма раскрытия существа проектируемого объекта, отражающая будущее состояние системы, логическую последовательность ее формирования, развертывание шаг за шагом отдельных ситуаций (мизансцен). Для этого применяют сугубо «театральные» технологии: деление процесса на «мизансцены», распределение «главных ролей» среди слагаемых среды, определение «сверхзадачи» проектирования средового комплекса и др. При этом в одних случаях значение имеет фактор времени и связь событий, составляющих интерес объекта; в других – качественное описание возможных вариантов обстановки и состояний среды; в третьих – параметры вероятной картины, полученной в результате прогнозирования, и т.д. Метод обычно применяется: а) до построения «дерева целей» для выявления возможных будущих состояний системы, чтобы правильно и точно сформулировать отдельные цели и подцели; б) при разработке плана и программы для демонстрации отдельных проектных шагов, с помощью которых достигаются цели; в) для эффективного выполнения решения, включенного в план (программу).
МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО «ШТУЧНЫЙ» – дизайнерское проектирование отдельных вещей или их небольших комплексов с целью создания уникальных объектов, образцов или разработки новых процессов. Проектная концепция и художественный принцип деятельности дизайнера в этом случае не всегда формулируются методически и не оформляются документально, хотя фактически они формулируются дизайнером фактически с момента получения заказа и до формирования предложения, проходя свое определенное вербальное или визуальное выражение в техническом задании, в предпроектном анализе, в эскизном предложении и других проектных материалах. «Штучный» объект дизайнер обычно разрабатывает в одиночку или с небольшим коллективом единомышленников.
МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА «ПОД КЛЮЧ» – порядок организации работ, при котором подрядчик несет полную ответственность перед заказчиком за проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов к установленному сроку. На основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре осуществляется единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование – выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, – ввод в эксплуатацию).
МЕТОДИКА ДИЗАЙНА – соединение основополагающих принципов, методов и средств решения задач дизайна применительно к различным видом объектов проектирования. М.д. включает принципы и способы анализа проектных ситуаций, научного и художественного моделирования объекта и адекватные им правила создания проектных идей и концепций, изложенные в их логической взаимосвязи и системном единстве, которое, в свою очередь, обусловлено ведущей методической концепцией. Цель М.д. – упорядочить и систематизировать конкретную деятельность дизайнера с позиций общей концепции дизайна. М.д. задает основные категории проектной деятельности, разворачивает логику операционного процесса (формирование, разработка и воплощение дизайнерского замысла) и анализирует возможности конкретных средств и приемов проектирования в их взаимосвязи с типами и параметрами проектных задач. М.д. может иметь широкий или, наоборот, специализированный характер в зависимости от вида объекта или применяемых в дизайн-процессе средств (например, проектирование с помощью компьютера).
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ – варианты способов проведения научно-проектных работ. М.и.в.д. разделяются на визуально-графические (фиксационный, обмерный, сравнительный, аполитический), вербальные или словесно-логические (исторический, фиксационный, сравнительный, аналитический), предметные (абстрактно-модельный, макетно-модельный, предметный, предметно-экспериментальный). По оснастке различают методы – визуальный, приборный, эксплуатационный, комбинированный; по месту проведения – мысленный, полевой, лабораторный, производственный, полупроизводственный; по способу ведения – конкретный (один объект), локальный (один метод), всеобщий (множество объектов), универсальный (множество методов).
МЕТР – основная единица метрической системы мер, определяемая расстоянием между штрихами на «метре-прототипе», хранящемся в Международном бюро мер и весов в Севре, близ Парижа. В 1983 г. установлено, что М. следует называть расстояние, которое проходит луч света в вакууме за 1/299792548 е 1/300 долю секунды.
МЕТРОЛОГИЯ – наука об измерениях и методах достижения повсеместного их единства и требуемой точности. К основным проблемам М. относятся общая теория измерений, образование единиц физических величин и их систем, методы и средства их измерения, методы определения точности измерений, основы обеспечения единства измерений и метрологической исправности средств измерений, создание эталонов и образцовых средств измерений.
МЕТЧИК – осевой многолезвийный металлорежущий инструмент для нарезания и обработки внутренней резьбы в предварительно просверленных отверстиях. Имеет вид цилиндрического валика (закаленного винта с прорезанными вдоль стержня канавками) с режущими кромками на конце. Изготавливается из инструментальной или из быстрорежущей стали. М. подразделяются на ручные, машинно-ручные и машинные; по профилю нарезаемой резьбы – на метчики для метрической, дюймовой и трубной резьба; по конструкции – на цельные, сборные и специальные.
МЕХАНИЗАЦИЯ – замена ручных средств труда машинами и механизмами; одно из главных направлений научно-технического прогресса. Различают частичную и комплексную М.
МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ – выполнение строительных процессов с помощью различных механизмов, способствующих повышению производительности труда, уменьшению численности занятых в строительстве рабочих, сокращению сроков строительства, снижению стоимости строительных работ и улучшению условий труда рабочих-строителей.
МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА – замена при производстве строительных работ ручного труда механизмами (включая средства малой механизации), повышающими производительность труда при одновременном сокращении сроков возведения жилых, общественных и промышленных зданий, снижении их стоимости.
МЕХАНИЗАЦИЯ ТРУДА – замена при производстве работ ручного труда механизмами; характеристикой М.т. служит доля рабочих, выполняющих свои производственные функции механизированным способом в общей численности рабочих.
МЕХАНИЗМ – система, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких твердых тел в требуемые движения других твердых тел. М. составляют основу большинства машин, применяются во многих приборах, аппаратах, устройствах; состоят из звеньев – твердых тел из одной или нескольких неподвижно соединенных деталей, совершающих под действием приложенных сил заранее определенные целесообразные движения. Подвижное соединение двух звеньев – кинематическая пара. Наиболее распространены: вращательная (шарнир), поступательная (ползун и направляющая), винтовая (винт и гайка), сферическая (шаровой шарнир), кинематические пары. В связи с этим по структурно-конструктивным признакам различают М. шарнирные (рычажные), кулачковые, зубчатые, клиновые, винтовые, фрикционные, с гибкими звеньями, с гидравлическими, пневматическими и электрическими устройствами и прочие.
МЕХАНИЗМ КРИВОШИПНЫЙ – механизм, преобразующий один вид движения в другой (например, равномерное вращательное в поступательное, неравномерное вращательное, качательное и др.). Имеет вращающееся звено в виде кривошипа или коленчатого вала, которое связано со стойкой (неподвижным звеном) и др. звеном вращательного механизма кинематическими парами (шарнирами). Плоские 4-звенные М.к. делятся на шарнирные, кривошипно-ползунные (наиболее распространенные) и кривошипно-кулисные (кулиса).
МЕХАНИКА СТРОИТЕЛЬНАЯ – научная дисциплина, изучающая принципы и методы расчета сооружений на прочность, жесткость, ударную и вибрационную устойчивость в целях обеспечения надежности сооружений при наименьшем расходе материалов. Основные объекты изучения М.с. – плоские и пространственные стержневые системы, состоящие из пластинок и оболочек. Разрабатываемая в М.с. теория расчета базируется на методах теоретической механики, сопротивления материалов, теорий упругости, пластичности и ползучести. При расчете сооружений учитывается целый ряд воздействий, главными из которых являются статические и динамические нагрузки и изменения температуры. Цель расчета – определение усилий в элементах системы и перемещений ее отдельных точек, установление условий прочности, жесткости, устойчивости и колебаний системы.
МЕЧЕТЬ – мусульманское культовое сооружение для молитвы и богослужения у мусульман. С VII-VIII вв. М. имели прямоугольный двор, окруженный галереями, и многоколонный молитвенный зал; в Х в. появились айваны по осям двора, а позже монументальные порталы на главном фасаде; развивались центрические купольные М. В большинстве случаев основной тип плана современной М. – прямоугольный двор, обнесенный галереями, с центрально-купольным зданием в глубине, с пристроенными или отдельно стоящими минаретами.
МЕШАЛКА – аппарат, обеспечивающий смешивание одного компонента (растворимого или нерастворимого) с другим, а также поддержание нерас-творившихся частиц в растворителе во взвешенном состоянии.
МИКРОСКОП – инструмент, позволяющий получать увеличенное изображение мелких объектов и их деталей, не видимых невооруженным глазом. Увеличение М., достигающее 1500-2000, ограничено дифракционными явлениями. Невооруженным глазом с расстояния наилучшего видения (250 мм) наблюдатель со средней остротой зрения может отличить одну мелкую частицу (или деталь объекта) от другой, лишь если они отстоят друг от друга на расстоянии более 0,08 мм. Оптический М. дает возможность рассмотреть структуры с расстоянием между элементами до 0,25 мкм, электронный микроскоп – порядка 0,01-0,1 нм.
МИКСЕР – в металлургии стальной сосуд, выложенный внутри огнеупорным кирпичом, для накопления расплавленного чугуна, выплавляемого в доменных печах и предназначенного для дальнейшего передела в жидком виде в сталь. В М. выравниваются химический состав и температура чугуна.
МИНЕРАЛ – приблизительно однородное по химическому составу и физическим свойствам тело. Традиционно М. называли природные тела, образованные в результате разнообразных геологических процессов в земной коре, являющиеся составными частями горных пород. В современном употреблении М. – не обязательно природное тело (часто говорят о т.н. искусственных М.).
МИНЕРАЛИЗАЦИЯ – процесс превращения органических веществ (растительных и животных остатков) в более простые неорганические (CO2, NH3, CaCO3 и др.); протекает, например, при почвообразовании, осадконакоплении. М. органических веществ посредством сжигания (т.н. озоление) используется как предварительная стадия химического анализа.
МИПОРА – легкий, тепло- и звукоизоляционный жесткий материал в виде затвердевшей пены белого цвета. Сырье – мочевиноформальдегидные полимеры (мочевино-формальдегидная смола), 10%-ный раствор сульфонафтеновых кислот и некоторые добавки. М. выпускают блоками объемом от 0,005 до 0,100 м3 или в виде плиток и крошки. Средняя плотность – 10-20 кг/м3, теплопроводность 0,03 Вт/(м2•К), механическая прочность низкая. М. используется чаще всего как теплоизоляционный заполнитель и звукопоглощающий материал в каркасных конструкциях.
МИХРАБ – молитвенная ниша, расположенная в стене мечети, обращенной в сторону Мекки (М. обозначает киблу – направление на Мекку). Обычно украшается орнаментальной резьбой, инкрустацией, росписью.
МОБИЛЬНОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ – способность участников строительства и строительных подразделений перемещаться, концентрироваться в необходимом сочетании в районе строительства и рационально функционировать в конкретных условиях строительства с целью ввода объектов в эксплуатацию в заданные сроки с минимальными затратами ресурсов.
МОДЕЛИРОВАНИЕ – исследование реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов путем построения и изучения их моделей. На М. по существу базируется любой метод научного исследования – как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели). В сфере строительства под М. чаще всего имеют в виду исследование на лабораторных или иных (математических, компьютерных и т.п.) моделях физических процессов, протекающих в отдельных телах или сооружениях. Если эти модели удовлетворяют основным положениям теории подобия, то исследование их дает возможность получить количественную и качественную характеристики действительного процесса. См. также процесс моделирование.
МОДЕЛИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЕ – 1) (в широком смысле) понятие, отражающее форму и содержание процесса познания или созидания материально-пространственных свойств архитектурной среды посредством предварительного построения и изучения «архитектурных моделей»; 2) (в узком смысле) метод изображения архитектурных объектов путем объемного макетирования или составления логических, математических или иных моделей.
МОДЕЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬНОЙ МЕХАНИКЕ – исследование действительной работы конструкций на подобных моделях (физическое моделирование) или с помощью электрических схем (математическое моделирование).
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЕ В ДИЗАЙНЕ – воспроизведение существенных свойств и форм конкретного объекта или явления в виде условной копии (схемы); перенос центра тяжести в рассмотрении проблематики предметного творчества с предметов на метод. При проектировании дизайнерских объектов, особенно сложных, используются различные средства моделирования: функциональные схемы, блок-схемы, системные модели, всевозможные матрицы и классификационные таблицы, модели типологические и т.д. Вместе с тем используются возможности и средства художественные, принадлежащие искусству (визуально-графические и пространственно-пластические средства моделирования; кроме того, например, в средовом дизайне часто используется сценографическое моделирование организующих среду процессов – чтобы перевести их из явлений прагматических в ранг событий художественных).
МОДЕЛЬ – аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной М.), используемый в качестве его «заместителя» при моделировании. В сущности М. представляет собой упрощенную копию реального или конструируемого объекта, воспроизводящую лишь те его свойства, которые наиболее значимы применительно к целям моделирования. Подобие между М. и объектом различают по следующим признакам: физическому, когда М. и объект имеют близкую физическую сущность; функциональному, когда сходны функции; динамическому, отражающему в М. изменяющееся состояние объекта; геометрическому, содержащему пространственные характеристики М. и объекта.
МОДЕЛЬ ГРАФИЧЕСКАЯ – идеальная (воображаемая) изобразительная, знаковая, визуально-графически реализованная система, создаваемая с целью исследования объекта или его проектирования. В зависимости от графических средств построения и целей М.г. может быть знаковой (информационной), наглядно-образной, художественной, а также в ряде случаев, обладать ассоциативно-культурным содержанием, так как содержит в себе синтезированные представления о связях человека, его образе жизни, вещах и среде.
МОДЕЛЬ ПРОЕКТНАЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ – конкретная дизайнерская форма высказывания об объекте, фиксация (предъявление) научной или проектной мысли. М.п.д. является предметом проектирования и одновременно средством коммуникации как между профессионалами, так и между автором, заказчиком и потребителем. М.п.д. должны отличать: адекватность (правдоподобие, верность, реалистичность) действительности; условность, так как модель не буквально повторяет реальность, а представляет собой обобщенное, приближенное ее отражение, выявляющее только существенные с точки зрения решения данной задачи свойство; концептуальность, так как модель есть искусственный объект, необходимый для решения определенных задач и, следовательно, предполагает наличие творческого замысла, авторской концепции, демонстрирующей позицию художника по отношению к действительности, и должна выражать эту позицию. Различают М.п.д. графические, объемные, словесные и т.д.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДАНИЯ (сооружения) – совокупность работ и мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств зданий, сооружений, коммуникаций, их частей и (или) элементов, с приведением эксплуатационных показателей к уровню современных требований (внесение изменений, повышающих их технический уровень и улучшающих экономические характеристики) в существующих габаритах без изменения объема (кроме увеличения объема жилого дома за счет пристройки лифтов, мусоропроводов и мусорокамер). М.з. является видом реконструкции, проводимой в существующих габаритах зданий, сооружений, коммуникаций. В процессе М.з. могут изменяться планировка (но как правило без изменения функционального назначения конкретных помещений), устройство встроенных помещений для лестничных клеток, лифтов, мусоропроводов, выполнение балконов, лоджий, подвергаться замене отдельные виды несущих конструкций (стен, лестниц, перекрытий, покрытий), улучшаться архитектурная выразительность здания, осуществляться переустройство крыш, утепление и шумоизоляция зданий, оснащение недостающими видами инженерного оборудования или повышение его уровня, переустройство наружных сетей (кроме магистральных).
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДАНИЯ ТЕПЛОВАЯ – такой вид преобразования здания, при котором производится экономически целесообразное повышение величины сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций с целью приведения эксплуатационных и архитектурно-художественных качеств в соответствие с современными функциональными и эстетическими требованиями.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ – один из элементов технического перевооружения предприятий, усовершенствование оборудования и машин с использованием новейших достижений в технике и технологии.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ – изменение серийно выпускаемой продукции с целью получения более эффективных ее технико-экономических показателей. При М. изменению подвергаются лишь отдельные узлы изделия (например, строительной машины) с сохранением прежних принципиальных решений. М.п. сопровождается переработкой конструкторской документации.
МОДИФИКАЦИЯ – изменение отдельных параметров, преобразование чего-либо, характеризующееся появлением новых свойств. Обычно М. подразумевает внесение прогрессивных изменений в производство, выпуск более новых, прогрессивных моделей изделий; изменения структуры управления, не затрагивающее конструктивных принципов ее организации. В результате М. объект более полно соответствует изменившимся требованиям (эксплуатационным, технологическим или эстетическим), но при этом (в отличие от модернизации) его структура практически не затрагивается. Термином М. обозначают как сам процесс видоизменения и преобразования, так и его результат (например, полученную разновидность изделия и т.п.).
МОДИФИКАТОР – твердое, жидкое или газообразное вещество, под влиянием которого происходит направленное изменение свойств полимеров. В строительстве применяются М. минерального или органического состава, в частности, хлор, кислоты, природные битумы, низкомолекулярные каучуки, растительные масла, канифоль, полиэфиры, полиамиды, латексы и др. В результате процесса синтеза формируются полимеры иного состава и иных свойств, например, они приобретают ранее отсутствующую теплостойкость или способность растворяться в органических растворителях, переходить из вязко-эластичного состояния в твердое с повышенной прочностью и т.п.
МОДУЛЬ АРХИТЕКТУРНЫЙ (модуль строительный) – любая единица измерения (обычно – линейный размер), используемая как исходная мера, принятая для выражения кратных соотношений размеров комплексов, сооружений и их частей (определения пропорций сооружения и его деталей). Применение М. придает сооружениям и их частям соизмеримость, облегчает унификацию и стандартизацию строительства. В качестве М. принимают меру длины, размер одного из элементов сооружения или строительного изделия (например, метр, фут, «минута» классической архитектуры, типовой модуль, «Модулор» Ле Корбюзье; в современной архитектуре – кирпич, эмбат – диаметр основания колонны и т.п.).
МОДУЛЯЦИЯ – размеренное, закономерное изменение, перемена состояния; в физике М. –изменение по заданному закону во времени величин, характеризующих какой-либо регулярный физический процесс. Практическое значение имеет прежде всего М. колебаний.
МОЗАИКА – изображение (сюжетная композиция) или узор (орнамент), выполненные из различных по размерам, материалу и цвету (небольших по размерам цветных камней, смальты – разноцветных кусочков стеклянных сплавов, цветной керамической плитки и т.п.), укрепляемых на растворе или мастике на поверхности стены, сводов или на полу. М. полностью покрывает изображение (без использования основы как фона в отличие от инкрустации и интарсии). М. как разновидность живописи используется в основном как декоративный элемент украшения зданий.
МОЛЕКУЛА – минимальная частица вещества, способная к самостоятельному существованию. Образована из атомов, имеет постоянный состав входящих в нее атомных ядер и фиксированное число электронов; обладает совокупностью свойств, позволяющих отличать М. одного вида от М. другого. Число атомов в М. может быть различным: от двух до сотен тысяч (например, в М. белков); состав и расположение атомов в М. передает химическая формула.
МОЛЛИРОВАНИЕ – метод формования стекла (изгибания листового стекла), основанный на способности разогретой до пластичного состояния стеклянной массы деформироваться под действием собственного веса или принудительно под давлением. В отличие от прессования при М. только одна поверхность стеклянного листа соприкасается с формой или контурной рамкой. М. стекла осуществляют при температуре его размягчения, соответствующей для обычных стекол 600-700°С. М. используют при изготовлении гнутых закаленных полупанорамных и панорамных автомобильных стекол и художественных фигурных изделий. Для создания рельефа при М. стекло кладут на гипсовую скульптурную форму и обжигают в несколько этапов. По окончании М. изделие подвергается закалке или отжигу.
МОЛНИЕОТВОД (громоотвод) – устройство для защиты зданий и промышленных, транспортных, коммунальных, сельскохозяйственных и др. сооружений от разрушительного действия прямых ударов молнии. Обычно состоит из опоры; молниеприемника, непосредственно воспринимающего удар молнии; заземлителя, обеспечивающего растекание тока молнии в земле (обычно это групповые вертикальные электроды длиной 2-10 м) и соединяющих их токоотводящих спусков (токоотвода с общим сопротивлением не более 10-20 Ом). В некоторых случаях функции опоры, молниеприемника и токоотвода совмещаются, например, при использовании в качестве М. металлических труб или ферм. М. по конструкции бывают трех типов: стержневые, тросовые и сетчатые. В зоне защиты М. с достаточно высокой вероятностью (10000:1) исключается поражение молнией объектов. Размер защитной зоны зависит от высоты, взаимного расположения и числа М., а также от высоты грозовых облаков, их положения относительно молниеотвода, атмосферных условий и рельефа местности. Объекты, расположенные на большой площади, целесообразно защищать несколькими М.
МОЛНИЯ – гигантский электрический искровой разряд между облаками или между облаками и земной поверхностью длиной несколько км, диаметром десятки см и длительностью десятые доли секунды. М. сопровождается громом. Кроме такой (линейной) М. изредка наблюдается шаровая М.
МОЛОТ – 1) машина ударного действия для обработки металлических заготовок ударами падающих частей. По назначению М. подразделяют на ковочные и штамповочные, по виду привода – на паровоздушные, пневматические, механические, гидравлические, газовые, взрывные, электромагнитные. 2) Ручной инструмент для ковки металлов (малые М. называют ручниками, крупные – кувалдами).
МОЛОТ СВАЙНЫЙ – строительная машина ударного действия для забивки энергией пара, сжатого воздуха или другими способами железобетонных, деревянных и металлических свай, мостовых опор, фундаментов и анкеров под опоры высоковольтной сети, а также железобетонного, металлического и деревянного шпунта гидротехнических сооружений и при глубоких вскрышных работах. В М.с. двигатель совмещен с исполнительным органом. Основные типы: свободнопадающие, паровоздушные и дизельные М.с.
МОЛОТОК – 1) ручной ударный инструмент. По форме, назначению и роду работы различают М. кузнечные, слесарные, плотничные, каменно-тесные и другие. 2) Ручная машина с электрическим, пневматическим, гидравлическим приводом (например, клепальный М.). Наиболее производительны М., приводимые в действие сжатым воздухом или электричеством.
МОЛОТОК ОТБОЙНЫЙ – ручная машина ударного действия для разрыхления плотных грунтов, разборки бетонных и каменных конструкций, разрушения асфальтовых покрытий и т.п. Исполнительный орган М.б. – пика, долото или лопата в зависимости от вида выполняемых работ и характеристики разрушаемого массива. М.о. бывают пневматическими, электрическими, гидравлическими и с приводом от бензинового двигателя внутреннего сгорания.
МОМЕНТ СИЛЫ – механическая величина, характеризующая внешнее воздействие на тело (или систему тел) и определяющая изменение вращательного движения тела; представляет собой произведение ее значения на расстояние по нормали от линии действия силы до некоторой точки или оси.
МОМЕНТ СОПРОТИВЛЕНИЯ – геометрическая характеристика поперечного сечения стержня (балки, вала), показывающая сопротивляемость стержня в рассматриваемом сечении изгибу или кручению и равная осевому (или полярному) моменту инерции, деленному на расстояние от оси (или центра тяжести) до наиболее удаленной точки сечения. М.с. применяется в формулах сопротивления материалов и строительной механики.
МОНОЛИТ – 1) сплошное твердое тело, частицы которого связаны силами сцепления; 2) цельная каменная глыба, целое сооружение (например, памятник) или его часть (например, колонна), высеченные из цельного камня.
МОНТАЖ – комплекс производственных операций по установке изделия или его составных частей на месте использования; в т.ч. сборка, установка в проектное положение с последующим постоянным закреплением строительных конструкций или конструктивных элементов для дальнейшей нормальной эксплуатации здания, сооружения, технологического оборудования и др. Монтаж кухни на профессиональном уровне можно заказать в Кухни.бел.
МОНТАЖ АРМАТУРЫ – установка арматуры в проектное положение в соответствии с указаниями о последовательности установки отдельных элементов, способа их подачи и скрепления узлов.
МОНТАЖ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ ВЫСОТНЫХ – монтаж линий электропередачи, вытяжных труб, радио- и телевизионной мачты и др. Для них характерны относительно небольшая площадь отпирания, значительная масса и высота, обычно превышающая высоту подъема грузового крюка наземных стреловых кранов. Эти их особенности предопределили два основных технологических способа монтажа: 1) подъем в проектное положение в цельно-собранном виде методом поворота вокруг опорного шарнира или выжиманием; 2) монтаж сооружений из крупных секций наземными или навесными кранами, монтаж методом подращива-ния.
МОНУМЕНТ – отдельно стоящий или входящий в архитектурно-скульптурный комплекс памятник (обычно значительных размеров, предполагающий масштабное, ансамблевое художественное решение) выдающемуся историческому событию или личности. Обычно М. представляет собой обелиск, колонну, статую и т.п.
МОНУМЕНТАЛИЗАЦИЯ СРЕДЫ – стремление архитекторов и дизайнеров придать средовым объектам монументальный (величественный, серьезный, основательный) характер, подчеркивающий значимость объекта в жизни человека и общества (правительственные учреждения, банки, мемориальные ансамбли и пр.). Богатый набор средств М. представлен в истории архитектуры и искусства: крупный, значительный масштаб, массивность, простота форм, симметрия, статичность, величественные пропорции, ясная, спокойная композиция, подчеркнутая тектоничность, материальность и т.д. В произведении средового искусства степень М. целого является результатом совпадения проявлений этого свойства в архитектурно-пространственной ситуации и в характере сосредоточенной здесь деятельности и ее вещного оформления.
МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТУРЫ – художественное качество, выражающее общественную значительность архитектурных сооружений, их долговечность, незыблемость. М. как категория оценки произведений искусства, соответствующая объектам, производящим впечатление величиной и мощностью, глубиной содержания. Это субъективная эмоционально-образная дефиниция, относящая произведение к «монументальному» полюсу школы оценок, противоположному произведениям, «камерным», «интимным», развлекательным.
МОРОЗИЛЬНИК – камера бытового холодильника для быстрого замораживания и хранения скоропортящихся продуктов, в которой поддерживается температура не выше –18°С.
МОРОЗОСТОЙКОСТЬ – свойство (способность) насыщенного водой материала (бетона, кирпича, горной породы и т.п.) выдерживать многократное требуемое по условиям долговечности, число циклов попеременного замораживания и оттаивания без видимых признаков разрушения, а также снижения прочности и ухудшения иных свойств ниже установленного предела. Показатель М. – коэффициент М. (Кмрз).
МОРОЗОСТОЙКОСТЬ БЕТОНА – показатель качества бетона, характеризуемый способностью сохранять физико-механические свойства при многократном воздействии попеременного замораживания на воздухе и оттаивания (над водой) и характеризующийся маркой по морозостойкости F.
МОРОЗОСТОЙКОСТЬ ПЛИТКИ КЕРАМИЧЕСКОЙ – способность плитки выдерживать при определенных условиях определенное число циклов замораживания и оттаивания без последующего появления дефектов на глазурованной поверхности и (или) разрушения черепка.
МОРОЗОСТОЙКОСТЬ РАСТВОРА – способность затвердевшего строительного раствора выдерживать многократное попеременное замораживание и оттаивание в водонасыщенном состоянии без признаков разрушения.
МОРОЗОСТОЙКОСТЬ ЦЕМЕНТА – способность цементного камня противостоять многократному попеременному замораживанию и оттаиванию.
МОРФОЛОГИЯ В ДИЗАЙНЕ – наука о форме и строении объектов архитектурного и дизайнерского проектирования, которая исследует закономерности их объемно-пространственной организации и формообразования, в т.ч. вопросы динамики этих форм и структур в зависимости от изменения функционального содержания этих объектов, особенностей их производства (сооружения), развития и амортизации и в связи с преобразованиями внешних условий (контекста) их существования и эксплуатационное описание соответствующих объектов.
МОСТ – 1) инженерное сооружение для пропуска транспортного пути над естественным или искусственным препятствием (река, овраг, дорога) и состоящее из опор и одного или нескольких пролетных строений (промежуточные опоры называются быками, крайние – устоями). Различают собственно М. (через реки и др. водотоки, виадуки) и эстакады (через безводные препятствия), путепроводы (через дороги). По назначению М. подразделяются на автодорожные, железнодорожные, пешеходные, совмещенные и др., по материалу основных конструкций – на каменные, железобетонные, стальные, деревянные. В зависимости от конструктивной схемы пролетных строений М. бывают балочные, арочные, рамные, консольные, висячие, комбинированные. Особая группа М. – наплавные, разводные и сборно-разборные. 2) В деревянном зодчестве М. – перекрытие, пол деревянного рубленого строения; 3) Верхние сени двухэтажной избы, примыкающие к крытому двору крестьянской усадьбы.
МОСТ РАЗВОДНОЙ – низководный мост с подвижным разводным пролетным строением (строениями) – поворотным, вертикально-подъемным, раскрывающимся, коромысловым, откатным. Пролетные строения М.р. могут менять свое положение, обеспечивая свободный проход судов и других подвижных объектов. Сооружается обычно тогда, когда по экономически или архитектурным соображениям нецелесообразно делать весь мост достаточно высоким для пропуска судов большой высоты.
МОЩНОСТЬ – физическая величина; энергетическая характеристика, равная отношению работы к интервалу времени затраченного на ее совершение. Измеряется в ваттах.
МРАМОР – кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате перекристаллизации и метаморфизма известняков и доломитов. Состоит главным образом из минерала кальцита. Предельная прочность на сжатие – 100-300 МПа. Разнообразен по окраске, нередко с красивым узором, отличается высокой декоративностью и низкой кислотостойкостью, хорошо полируется; ценный декоративный и поделочный камень, скульптурный и отделочный материал. В строительстве применяется в основном качестве облицовочного строительного материала, а М. крошка и пудра в качестве заполнителей для декоративных штукатурных растворов.
МУЛЬТИМЕДИА – одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере в виде комбинации текста, графики, речи, музыки, движущихся изображений, видеосюжетов; средства М. – программные и аппаратные средства, обеспечивающие воспроизведение на экране дисплея видеоинформации (со звуковым сопровождением), записанной на компакт-диске (CD-ROM), полученной по компьютерной сети, электронной почте, каналам телевизионного вещания.
МУСОР СТРОИТЕЛЬНЫЙ – разбитые строительные детали и отходы, образующиеся при строительстве зданий. При правильной организации работ и рациональном использовании материальных ресурсов количество строительного мусора может быть сведено к нулю.
МУСОРОПРОВОД – устройство в многоэтажных жилых и других зданиях для удаления мусора; представляет собой вертикальный трубопровод или канал для спуска мусора в мусороприемную камеру. Наиболее распространен так называемый сухой М., состоящий из ствола (канала) с вентиляционной трубой (верхняя часть ствола), загрузочных клапанов, мусороприемной камеры с мусоросборниками или контейнерами. Ствол, выполняемый обычно из асбестоцементных труб диаметром 400 мм, должен быть вертикальным, иметь гладкую внутреннюю поверхность и звукоизоляционную обделку. Загрузочные клапаны (на отводах мусоропровода) устанавливают на лестничных клетках или в кухнях квартир. Мусороприемная камера располагается под стволом М. в 1-м этаже или в подвале здания; ее минимальные размеры (допускающие размещение мусоросборников): высота 2,5 м, ширина 1,5 м, длина 2,5 м. Перспективным считается присоединение М. к вакуумно-пневматической системе мусороудаления.
МУФТА – 1) устройство для соединения (постоянного или временного) валов, тяг, труб, канатов, кабелей и т.п. Различают М. соединительные (жесткие и подвижные), сцепные (соединяющие и разъединяющие детали на ходу через систему управления), предохранительные и обгонные (передающие вращение только в одном направлении). 2) Массивный декоративный элемент круглой, квадратной или многоугольной формы, охватывающий ствол колонны либо пилястры.

 

 Укладка плитки на кухне под заказ в Минске