Буква К: КАБЕЛЬ - КОТТЕДЖ

 

 

КАБЕЛЬ – 1) одна или несколько изолированных токопроводящих жил или проводников, заключенных в герметическую оболочку с верхним защитным покрытием; 2) гибкий несущий элемент (стальной канат или трос) висячих систем, кабель-кранов и канатных подвесных дорог.

КАБЕЛЬ БРОНИРОВАННЫЙ – кабель электрический с наружной оболочной из стальной проволоки или ленты для предохранения от механических повреждений.
КАБЕЛЬ ВАНТОВЫЙ – гибкий несущий элемент, применяемый в вантовых конструкциях в качестве главного несущего элемента.
КАБЕЛЬ ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКИЙ – кабель связи, выполненный на основе волоконных световодов; используется в системах оптической связи (в диапазоне частот 1013-1015 Гц). Характеризуется невосприимчивостью к различного рода помехам, низкими потерями. В системах многоканальной связи позволяет образовать сотни тысяч телефонных каналов.
КАБЕЛЬ СИЛОВОЙ – кабель для передачи электроэнергии, обычно при напряжении до 500 кВ. Современные К.с. имеют обычно три токопроводящие жилы (по числу фаз), которые нормируются по площади сечения и сопротивлению изоляции. Жилы К.с. выполняют из меди, алюминия, стали, изоляцию – чаще всего из бумаги, пропитанной изоляционным составом, защитную оболочку – из свинца, алюминия. К.с. на напряжения 1-10 кВ изготовляют также с пластмассовой и резиновой изоляцией.
КАБЕЛЬ ТЕЛЕФОННЫЙ – изолированный провод в герметизированной оболочке, служащий для передачи слабого электрического тока в установках телефонной связи (в линиях связи в городских и сельских телефонных сетях). Содержит большое число пар (от нескольких десятков до нескольких тысяч) медных изолированных жил; оболочка К.т. обычно свинцовая, стальная или пластмассовая.
КАБЕЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ – кабельное изделие, содержащее один или несколько изолированных проводников (токопроводящих жил), заключенных в защитную (обычно герметичную) металлическую или неметаллическую оболочку, поверх которой в зависимости от условий прокладки и эксплуатации может иметься соответствующий защитный покров, в который может входить броня, и пригодное, в частности, для прокладки в земле и под водой. К. применяют для передачи на расстояние электрической энергии (силовой кабель) или сигналов (кабель связи).
КАБИНА ДУШЕВАЯ – небольшое помещение индивидуального пользования либо сантехническое изделие, оборудованное водяным душем.
КАБИНЕТ – специальное помещение для целей связанных с индивидуальными интеллектуальными занятиями (административными, учебными, научными и т.д., т.е. преимущественно с умственным трудом и «бумажной работой», а также приема посетителей должностным лицом) в административном здании или жилом доме.
КАДАСТР ЗЕМЕЛЬНЫЙ – систематизированный свод сведений (систематическая запись), содержащий перечень земельных ресурсов (земельных участков), информацию о местоположении (пространственная информация) и характеристиках (описательная информация) каждого участка (их площади и месторасположении, конфигурации, качестве почв, стоимостной оценке, правовом положении, разрешенном использовании и т.д.). К.з. отражает признание государством и удостоверяет факт возникновения, существования или прекращения существования объектов кадастрового учета в установленных границах, содержит сведения и документы о правовом режиме земель, их распределении по землевладельцам и землепользователям, категориям земель, их качественной и народнохозяйственной ценности.
КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ – систематически поддерживаемый публичный реестр сведений об объектах недвижимости на территории страны или ее региона, основанный на топографической съемке границ участков недвижимой собственности, которым присваиваются надлежащие обозначения. Очертания границ участков и их обозначения отображаются на крупномасштабных картах. Институт К.н. характерен для континентальных стран Западной Европы и представляет собой часть высоко-усовершенствованной регистрационной системы юридического типа.
КАЛИБР – 1) измерительный инструмент для контроля размеров, формы и взаимного расположения частей изделий. Различают К. нерегулируемые или жесткие (например, двусторонние предельные К. пробки для проверки отверстий) и регулируемые, устанавливаемые на необходимый размер, профильные К. шаблоны, а также рабочие, приемные и другие К. 2) В прокатном производстве профиль отверстия, образуемого ручьями (вырезами) прокатных валков, через который пропускают обжимаемый металл для придания ему требуемой формы.
КАЛИБРОВКА СТАЛИ – холодное (для малопластичных сталей теплое) волочение с небольшими обжатиями горячекатаной сортовой стали для получения более точных размеров, улучшения качества поверхности и (иногда) повышения некоторых механических свойств.
КАМЕНЬ АКРИЛОВЫЙ – композитный камнеподобный материал из акриловой смолы, натуральных минеральных наполнителей и пигментных добавок. К.а. создает предельно точную имитацию текстуры природного минерала, а также различные светопропускающие и глянцевые сочетания. Прочность выше, чем у натуральных материалов, стоек к ударным нагрузкам, царапинам и другим механическим воздействиям, поверхность легко чистится. В структуре К.а. отсутствуют микроскопические поры, которые характерны для натуральных материалов, что обеспечивает высокие эксплуатационные и гигиенические свойства, позволяет применять К.а. для отделки поверхностей постоянно контактирующих с водой. К.а. «теплее» натурального камня, благодаря меньшей теплоемкости, к тому же он химически инертен, ничего не выделяет в окружающую среду. Два основных вида К.а. производимых в настоящее время – Кариан и старон.
КАМЕНЬ БОРДЮРНЫЙ БЕТОННЫЙ – изделие, изготовленное из бетона и применяемое для разграничения поверхностей одинаковой или разной высоты с целью обеспечения физического или визуального ограничения или обрамления; образования водоотводных желобов, по отдельности или вместе с другими камнями; разделения поверхностей, предназначенных для различных видов перемещений.
КАМЕНЬ ИСКУССТВЕННЫЙ (блок каменный) – предварительно сформованный элемент для применения в каменной кладке.
КАМЕРА – 1) помещение специального назначения (например, К. хранения, К. тюремная); 2) закрытое пространство в какой-либо машине, приборе (например, К. сгорания двигателя); 3) в горном деле – горизонтальная тупиковая подземная выработка, примыкающая к головной выработке под прямым углом; 4) на инженерных сетях – прямоугольное в плане сооружение для узлов, габариты которых не вписываются в круглые колодцы; 5) прибор для видеосъемки
КАМИН – отопительный прибор местного отопления, работающий за счет лучисто-конвективной теплоотдачи, выступающий также элементом дизайна интерьера. К. представляет собой пристенную открытую комнатную печь с широкой открытой топкой и прямым дымоходом (не имеющим дымооборотов), обогревающую комнату непосредственно пламенем горящего в ней топлива. К основным частям К. относятся: топливник – ниша, в которой происходит сгорание топлива; под – своего рода колосник, на который укладывают топливо; дымоход – дымовая труба, отводящая продукты сгорания; зольник – выдвижная металлическая емкость для сбора золы. К. обладает малым КПД (5-20%), поэтому имеет в основном декоративное значение. К положительным качествам К. можно отнести усиленную вытяжку комнатного воздуха, что хорошо вентилирует помещение. В качестве топлива К. используют древесину (дрова); реже – газ, уголь, пелетты.
КАМИН ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ (электрокамин) – вид искусственных каминов, высокотемпературный электрический отопительный прибор местного отопления, работающий за счет лучистоконвективной теплоотдачи с электронагревательными элементами и рефлектором.
КАНАЛ ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ – воздуховод в системе вентиляции, устраиваемый в толще конструкций или в подвесных наружных коробах. К.в. несет основную нагрузку по обмену воздуха в помещении, обеспечивая нормальное соотношение кислорода и углекислого газа. При этом К.в. обеспечивает отвод воздуха (вытяжку) из помещения, а приток воздуха осуществляется через открытые двери, окна или форточки.
КАНАЛИЗАЦИЯ – совокупность мер и (или) комплекс инженерных сооружений (трубопроводов, насосных станций, очистных сооружений) и оборудования (сантехнических приборов, стояков и др.), обеспечивающих прием, сбор и отведение сточных вод (бытовых, промышленных и ливневых) с территории населенных пунктов, промышленных предприятий и других объектов, а также очистку и обезвреживание этих вод и их осадков перед утилизацией или сбросом в водоем.
КАНАЛИЗАЦИЯ ЛИВНЕВАЯ (дождевая) – совокупность мер, сетей и сооружений, обеспечивающих сбор, прием, отведение, очистку и выпуск в водные объекты поверхностных атмосферных сточных вод, а также вод от поливки улиц за пределы населенных мест и промышленных предприятий. К.л. включает также собственно сооружения для приема и отвода с территории населенного места или предприятия дождевых и талых вод (систему водоприемных лотков и воронок, посредством которых дождевая вода собирается, фильтруется и отправляется в ливневый колодец и др.).
КАНАЛИЗАЦИЯ МЕСТНАЯ – канализация, обслуживающая отдельные здания, группу зданий или производственные предприятия.
КАНАЛИЗАЦИЯ НАРУЖНАЯ – канализация, обеспечивающая транспортирование сточных вод за пределы населенных мест и промышленных предприятий к очистным сооружениям, включает трубопроводы (самотечные и напорные), насосные станции и очистные сооружения.
КАНАТ – 1) гибкое изделие, изготовленное из стальной проволоки, нитей, пряжи, синтетических или растительных (пеньковых, хлопчатобумажных) волокон и воспринимающее только растяжение. Различают К. крученые (витые), невитые, плетеные. 2) Рельефное резное изображение, напоминающее раковину наутилуса, использовавшееся в оформлении интерьеров и мебели.
КАНАТ СТРАХОВОЧНЫЙ – устройство, предназначенное для закрепления одного или более работающих карабином предохранительного пояса при выполнении трудовых операций на высоте, состоящее из гибкого стального каната, расположенного горизонтально или с наклоном до 7°, концы которого неподвижно закреплены к конструктивным элементам зданий и сооружений непосредственно или через специальные элементы.
КАНДЕЛЯБР – элемент интерьера, представляющий собой крупный декоративно обработанный стоячий светильник, иногда с разветвлениями для нескольких свечей.
КАНИФОЛЬ – хрупкое стекловидное вещество от светло-желтого до темно-коричневого цвета. Входит в состав смол хвойных деревьев. Получают из живицы, экстрагированием измельченной древесины органическими растворителями или перегонкой сырого таллового масла. Применяют в производстве синтетического каучука, резин, пластмасс, лаков и др., в качестве флюса при лужении и пайке металлов.
КАПИТАЛЬНОСТЬ ЗДАНИЙ – совокупность требований, отражающих состав и размеры помещений, степень благоустройства, качество отделки, долговечность и огнестойкость. К.з. (сооружений) выступает обобщенной характеристикой степени надежности зданий или сооружений.
КАПИТЕЛЬ – верхняя завершающая (венчающая) часть вертикальной опоры (стойки, колонны, пилона или пилястры), расположенная между стволом опоры (фустом) и горизонтальным перекрытием (антаблементом), либо пятой арки, свода и воспринимающая нагрузку от горизонтальных балок перекрытия. К. обычно художественно обработана в форме классического ордера или с использованием национальных мотивов. Из античной архитектуры известны четыре основных типа К.: дорическая, ионическая, коринфская и, являющаяся соединением последних двух – композитная.
КАРБИД – химическое соединение углерода с металлами и некоторыми неметаллами, например карбид кальция, карборунд, цементит. К. вольфрама, титана, тантала, ниобия и др. тугоплавки, тверды, износостойки, жаропрочны; входят в состав твердых сплавов, используемых для изготовления резцов, буровых коронок, деталей газовых турбин и реактивных двигателей.
КАРКАС – несущая стержневая конструкция, являющаяся остовом здания, сооружения или конструкции. К. состоит из отдельных, скрепленных между собой элементов (стержней) и определяет прочность, устойчивость, долговечность, форму изделия (сооружения). Выполняется из дерева, металла, железобетона и др. материалов.
КАРКАС ЗДАНИЯ (сооружения) – стержневая несущая система, воспринимающая нагрузки и воздействия и обеспечивающая прочность и устойчивость здания (сооружения).
КАРНИЗ – 1) протяженный горизонтальный выступ на стене (как правило, пояс фигурного профиля), поддерживающий крышу (покрытие) здания, защищающий стену от стекающей воды и имеющий также декоративное значение; 2) венчающий наружные стены здания декоративный горизонтальный пояс на стене здания, верхняя выступающая часть антаблемента в архитектурных ордерах. К. делится в свою очередь на три части (снизу вверх: поддерживающая, слезник и венчающая).
КАРТОН – разновидность бумаги; характеризуется большой удельной массой (в России К. называют бумажные материалы с поверхностной плотностью более 250 г/м2). Различают одно- и многослойные К. Подразделяются на упаковочные, полиграфические и т.д.
КАРТУШ – декоративная орнаментальная деталь (мотив), представляющая собой скульптурное украшение на фасаде в виде орнаментальной доски, полуразвернутого свитка или щита для герба, даты, надписи (обычно наподобие полуразвернутого бумажного свитка, часто с завитками и с надписью в центре). К. помещались с XVI в. над парадными входами в здания, на надгробных плитах и т.п. К. часто использовался в XVII-XVIII вв. при создании парков в регулярном стиле (в центре К. компоновали герб или эмблему владельца сада).
КАРЬЕР – горное предприятие, предназначенное для добывания полезных ископаемых, в т.ч. естественных строительных материалов, из недр земли открытым способом и собственно само место добычи полезных ископаемых открытым способом (совокупность горных выработок, образованных при добыче).
КАСКАД – 1) элемент естественного рельефа на местах быстротоков естественных речек и ручьев или многоступенчатое сооружение из камня или бетона на ландшафте – естественный или искусственный водопад (или система водопадов), низвергающихся уступами; в садово-парковой архитектуре К. – элемент парковой композиции (особенно террасных парков) специальное многоступенчатое сооружение из камня или бетона, создающее расположенные на разных уровнях водоемы, а также ступени, по которым стекает вода (имитирует террасный водопад); 2) группа последовательно соединенных однотипных устройств, сооружений (например, гидроэлектростанций, расположенных по течению водного потока на некотором расстоянии друг от друга и связанных между собой общностью водохозяйственного режима).
КАТАЛИЗАТОР – вещество, ускоряющее химическую реакцию (в противоположность замедляющим ее ингибиторами). К. служат синтетические алюмосиликаты, металлы платиновой группы, серебро, никель и др.
КАТУШКА ИНДУКТИВНОСТИ – катушка из провода с изолированными витками; обладает значительной индуктивностью при относительно малой емкости и малом активном сопротивлении. Применяется в качестве одного из основных элементов электрических фильтров и колебательных контуров, накопителя электрической энергии, источника магнитного поля.
КАЧЕСТВО – 1) степень соответствия реальных характеристик продукции установленным требованиям (К. плохое, хорошее или отличное); 2) совокупность полезных свойств, позволяющих удовлетворять определенные материальные или духовные потребности; характеризуется показателями надежности, долговечности, экономичности, художественно-эстетическими и др.
КВАРТИРА – один из основных видов жилых помещений, постоянное жилище, представляет собой структурно обособленную группу помещений в многоквартирном доме, с возможностью прямого доступа к помещениям общего пользования. К. имеет отдельный вход с лестничной клетки, из коридора, с улицы и т.п. Квартира состоит из одной или нескольких жилых комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием – кухни, санузла и в ряде случаев иных помещений (холл, прихожая, коридор, лоджия, балкон и т.п.).
КВАРТИРА-СТУДИЯ (студия) – жилое помещение без изолированных комнат. Первые К-с. появились в Америке в 1920-х гг., когда инженерное решение архитекторов во главе с Людвигом Мис ван дер Роэ позволило нанизать пластины этажей на стержень дома, оставив несущие конструкции только по периметру помещений и освободив жилое пространство от внутренних несущих стен. Классическая К-с. состоит из двух уровней: на первом находятся кухня и гостиная-столовая, на втором – спальня, но в России такой вид планировки встречается редко. Наиболее распространенный вариант Квартира-студия – квартира, где между кухней и комнатами (столовой, залом, спальней нет стен), реже – квартира, где кухня совмещена с одной комнатой, а спальня отделена стенами. Визуальное деление на функциональные зоны в К-с. достигается за счет использования разного цвета обоев, напольного покрытия (рабочая зона – плитка, зона отдыха – паркет, ламинат или ковролин и т.п.), разного уровня пола (ступеней, подиумов), мобильных ширм, легких этажерок, барных стоек и других дизайнерских приемов.
КЕЛЬМА – инструмент для каменных работ каменщиков в виде небольшой стальной лопатки с изогнутой под прямым углом рукояткой. Современные К. близки по виду и форме к мастерку и рассматриваются как синонимы. Различают несколько типов К.: КБ (К. для бетонных и каменных работ) применяется для разравнивания раствора и бетонной смеси, заполнения вертикальных швов и подрезки раствора, выступающего из швов; КП (К. для печных и каменных работ) – для разравнивания раствора, заполнения вертикальных швов и подрезки раствора, выступающего из швов, разравнивания раствора при кладке вентиляционных и дымовых каналов; КШ (К. для штукатурных работ) – для набрасывания и разравнивания раствора; КО (К. для отделочных работ) – для набрасывания, разравнивания раствора и выполнения других операций при производстве отделочных работ.
КЕРАМЗИТ – легкий гранулированный искусственный гравиеподобный материал с пористой структурой, получаемый обжигом (во вращающихся печах) легкоплавких вспучивающихся при обжиге глинистых пород. К. выпускается в виде щебня или гравия (окатыши диаметром от 5 до 40 мм) и песка (зерна диаметром менее 5 мм).
КЕРАМИКА – 1) общее название всех видов изделий и материалов, получаемых спеканием (при температуре 900-2000°С) глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов и других неорганических соединений (карбидов, боридов, нитридов, силицидов и др.). По структуре различают грубую К. (строительный, шамотный кирпич и др.), тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор, пьезо- и сегнетокерамика, керметы и др.), пористую с мелкозернистой структурой (фаянс, терракота, майолика и др.), высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы). По применению К. подразделяют на строительную (кирпич, черепица, облицовочные плитки и др.), бытовую и санитарно-техническую (художественные изделия, умывальники), химически стойкую (трубы, детали химической аппаратуры), электротехническую, радиотехническую, теплоизоляционную (керамзит, пенокерамика и др.), огнеупоры. 2) Искусственные камни, полученные формованием и последующим обжигом при высоких температурах, причем не только глиносодержащие, но и другие неорганические материалы, обладающие сходными с ними свойствами.
КЕРАМИКА САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ – керамические изделия (умывальники, ванны, мойки, унитазы, лабораторная посуда), получаемые обжигом полуфабрикатов из глины с отощающими и флюсующими добавками. Различают три вида изделий: фаянс, полуфарфор, фарфор, отличающиеся степенью спекания и пористостью.
КИПЕНИЕ – интенсивный переход жидкости в пар (парообразование) вследствие образования и роста в жидкости пузырьков пара; температура кипения при атмосферном давлении называется точкой кипения вещества.
КИРКА – 1) ручной инструмент орудие для горных и земляных работ; представляет собой насаженный на рукоятку металлический удлиненный брусок, заостренный с одного или с обоих концов; 2) искаженное «кирха» – лютеранский храм.
КИРПИЧ – штучный искусственный строительный материал, традиционно представляющий собой стандартный строительный блок (камень в форме прямоугольного параллелепипеда) сформованный из минеральных материалов и приобретающий камнеподобные свойства (прочность, водостойкость, морозостойкость) после обжига, обработки паром или сушки (из глины) либо автоклавной обработки (из известково-песчаной смеси). В разных странах имеются различия в типовых составе, форме и размерах К.; в РФ размер К. обычно 250е120е65 мм. Различают К. обыкновенный (глиняный и силикатный) со средней (по объему) плотностью 1,6-1,8 г/см3 и эффективный (облегченный) со средней плотностью 1,2-1,6 г/см3, применяемый главным образом для возведения стен, перегородок и т.п.
КИРПИЧ КЕРАМИЧЕСКИЙ – каменный штучный пустотелый или полнотелый строительный материал правильной формы, изготавливаемый методом пластического или полусухого прессования с последующим обжигом при температуре 800-1000°С в кольцевых и тоннельных печах непрерывного действия из глинистого сырья (ленточных или вторичных глин с использованием добавок или без них). Традиционно применяется как стеновой материал. Стандартные размеры 250е120е65 мм. Масса одного кирпича 3,5-3,8 кг. Подразделяется на марки по прочности (от 75 до 300) и морозостойкости (от 15 до 50). По теплотехническим свойствам и плотности выделяют эффективный (1,45 г/см3), условно эффективный (1,45-1,60) и обыкновенный К.к. (свыше 1,60).
КИРПИЧ КЛИНКЕРНЫЙ – керамический строительный материал, изготовленный из глинистого сырья и обожженный до полного спекания черепка без остеклования поверхности и признаков деформации. К.к. высокопрочный, поэтому обычно используется для мощения тротуаров, дорог, полов в промышленных зданиях и т.п. К.к. иногда сокращенно неправильно называют «клинкер», «клинкер дорожный».
КИРПИЧ ПОЛНОТЕЛЫЙ – кирпич с минимальным объемом пустот (менее 13%). Используется для кладки внутренних и внешних стен, создания колонн, столбов и других различных конструкций, которые кроме собственного веса несут дополнительную нагрузку.
КИРПИЧ СИЛИКАТНЫЙ – искусственный безобжиговый стеновой материал, изготовленный методом полусухого прессования (автоклавной обработки) из рационально подобранной смеси кварцевого песка (90-92%), воздушной извести (8-10%) и воды. К.с. применяют там же, где и керамический кирпич (например, при возведении несущих стен многоэтажных зданий и т.д.), но с некоторыми ограничениями (К.с. нельзя применять для кладки фундаментов и цоколей, печей, дымовых труб). Марки – 75, 100, 125, 200, 250. По механическим свойствам близок к глиняному обожженному кирпичу, но менее водо- и жаростоек.
КИЯНКА – столярный деревянный молоток с ровной ударной поверхностью, используют в основном для жестяницких работ, а также для работы с долотами и стамесками, рукоятки которых имеют обжимное кольцо (если такого кольца нет, то заглублять в дерево долото или стамеску можно только вручную, например при резьбе по дереву. Пользование К. предохраняет от повреждений рукоятки режущих инструментов.
КЛАДКА – 1) процесс возведения части здания или сооружения укладкой небольших по размеру строительных изделий (плинфа, кирпич, камни, блоки) в соответствии с архитектурно-художественными и конструктивными требованиями; 2) строительная конструкция, выполненная из отдельных стеновых камней или кирпичей, уложенных друг на друга рядами в определенном порядке (с перевязкой), швы между которыми заполняются кладочными растворами. Основная цель перевязки – придание конструкции монолитности путем укладки камней каждого верхнего ряда таким образом, чтобы вертикальные швы между ними не совпадали с вертикальными швами между камнями нижнего ряда. Существует несколько систем перевязки: многорядная (римская); двухрядная (цепная); крестовая; готическая (польская) и голландская.
КЛАПАН – деталь или устройство для управления расходом жидкости, воздуха, газа или пара в машинах и трубопроводах изменением площади проходного сечения. К. состоит из корпуса, встроенного в трубопровод, и затвора, перемещающегося внутри корпуса и изменяющего проходное сечение, а следовательно, и пропускную способность клапана. Применяются К. дроссельные (для создания перепада давления), обратные (для предотвращения обратного потока жидкости), предохранительные (для частичного выпуска газа, пара или жидкости при повышении давления сверх установленного), регулирующие (для управления давлением или расходом), редукционные (для понижения давления и поддержания его постоянным).
КЛАСС БЕТОНА – одно из нормируемых значений параметрического ряда показателей качества бетона (условное наименование разновидности бетона с определенными характеристиками). К.б. по пределу прочности на осевое сжатие (МПа) определяют с помощью образцов размером 15е15е15 см (с умножением на коэффициент 0,778), изготавливаемых из бетонной смеси и испытанных через 28 суток твердения при хранении в нормальных условиях то есть при температуре 20±2еС, относительной влажности 90%. К.б. обозначаемая буквой С и числами, выражающими значения нормативного сопротивления и гарантированной прочности в Н/мм2 (МПа), например, С 12/15 (перед чертой – значение нормативного сопротивления, Н/мм2, после черты – гарантированная прочность бетона, Н/мм2).
КЛЁПКА – 1) процесс создания неразъемного соединения элементов конструкции преимущественно из листового металла при помощи заклепок. К. включает операции образования отверстий в соединяемых элементах, вставку заклепок, получение замыкающей головки (т.е. собственно К.); 2) деревянные заготовки в виде дощечек, выполненных из твердой ядровой части древесины при ее радиальном распиле; различают К. колотую и пиленую; применяется в бочках, паркете и т.п.
КЛЕЩИ – 1) ручной инструмент для захватывания или зажима, реже – для резки материала (например, вытаскивания гвоздей). Различают столярные, кузнечные К., плоскогубцы, острогубцы (кусачки), круглогубцы, гвоздодеры и т.п. 2) фортификационное сооружение, представляющее собой укрепление во рву перед куртиной.
КЛИН – 1) призматическая деталь, имеющая две рабочие поверхности, сходящиеся под углом; 2) в геральдике – прямоугольный треугольник, примыкающий катетом к вертикали геральдического щита у его верхнего угла (другой катет вытянут по горизонтали).
КОВКА – способ обработки металла давлением, при котором в результате многократного прерывистого ударного воздействия инструмента на заготовку (преимущественно нагретую) она приобретает заданные форму и размеры; производится на прессах, молотах и ковочных машинах. Основные операции: осадка, высадка, протяжка, обкатка, раскатка, прошивка.
КОЗЫРЁК – защитная кровля или консольный навес в виде плиты, оболочки, настила или сетки над входом в здание, над окном или над проходами людей у защитных ограждений.
КОКОШНИК – элемент русского зодчества, представляющий собой декоративное завершение стен, сводов, обрамление барабанов церквей в виде профилированных арок, иногда с заостренным верхом (полукруглая или килевидная фальшивая закомара); по форме напоминает одноименный женский головной убор. В отличие от закомар, К. имеют не конструктивное, а только декоративное значение.
КОЛЕБАНИЯ КОНСТРУКЦИЙ – колебательные движения элементов конструкций или конструкции в целом относительно положения устойчивого равновесия в результате изменения внешних воздействий или реакций связей, при котором в конструкциях развиваются инерционные силы, не являющиеся пренебрежимо малыми. Под конструкцией здесь понимается либо сооружение в целом (мост, здание, башня, фундамент под машину и т. п.), либо отдельный его элемент (балка, рама, плита и т. п.), В зависимости от вида напряженно-деформированного состояния, которое реализуется как процесс, различаются К.к. продольные, поперечные, изгибные, крутильные, сдвиговые и смешанные (например, изгибно-крутильные).
КОЛОВОРОТ – ручной инструмент для сверления отверстий, преимущественно в древесине, завинчивания шурупов и т.д. – изогнутая рукоятка (скоба) с устройством для зажима сверл и отверток с диаметром хвостовика до 10 мм. С набором сверл К. используется для высверливания цилиндрических отверстий при выполнении столярно-плотничных работ, а при замене сверл отвертками – для завинчивания винтов и шурупов.
КОЛОННА – 1) предназначенная для восприятия вертикальных (в меньшей степени – горизонтальных) нагрузок от опирающихся балок, ригелей, ферм и т.д. вертикальная линейная обычно круглая в плане конструкция (конструктивный элемент), высота которой значительно превышает ее поперечное сечение. В каркасных зданиях К. – один из основных элементов каркаса. Во многих случаях К. архитектурно обработана и состоит, как правило, из базы, ствола и капители; 2) мемориальное сооружение в виде высокого столба или обелиска (отдельно стоящие колонны), увенчанные скульптурами или памятниками.
КОЛОННАДА – ряд или несколько параллельных рядов колонн с общим горизонтальным перекрытием (антаблементом), объединенные общим архитектурным замыслом (например, расположенных по фасаду здания, вдоль прохода и т.п.; иногда К. – самостоятельная постройка, например, в саду или парке, где она обозначает центральную площадку, места для возможных массовых мероприятий, собраний или реликтовые растения, имеющие особую ценность).
КОМНАТА – один из основных видов жилых помещений, представляет собой отдельное помещение (часть жилого дома, квартиры или иного здания), предназначенное для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме (или квартире), отдыха или трудовой деятельности людей.
КОМПЕНСАТОР – устройство для устранения влияния различных факторов (температуры, давления, положения и др.) на состояние и работу систем, сооружений, машин, приборов. Выполняется в виде прокладок, заполнителей и др. устройств, которые, как правило, допускают свободное относительное перемещение состыкованных элементов конструкций. К. называют также устройства для регулирования некоторых физических параметров (например, оптический К. – для изменения длины оптического пути и т.п.; синхронный К. – для регулирования напряжения и сдвига фаз в электрических сетях).
КОМПИЛЯЦИЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ – прием формирования целого (изделия, композиции) из элементов, заимствованных из произведений других авторов или из объектов, уже использовавшихся ранее. Присущие дизайну принципы тиражирования форм его продукции изменили некогда господствовавшую негативную оценку К., поскольку сегодня создание предметных комплексов и их компонентов подчиняется скорее идее их совместной объемно-пространственной организации, нежели задачам индивидуализации каждого слагаемого проектируемого единства. Например, очевидно, что предметное наполнение средового ансамбля вовсе не всегда должно состоять из индивидуально придуманных устройств и приборов. Используя современные формы предъявления эстетического объекта зрителю (хеппенинг, инсталляция, ассамбляж), К.д. приобрела статус полноправного приема художественного творчества в том числе и в дизайнерском искусстве.
КОМПОЗИЦИЯ АРХИТЕКТУРНАЯ – 1) сочетание и взаимосвязь всех элементов сооружения (художественное построение архитектурного произведения), которые в результате создают законченность и целостность архитектурного произведения, обусловленное идейно-образным содержанием, конструктивными особенностями, характером и назначением сооружения или ансамбля; 2) творческий процесс, главный и определяющий этап архитектурного проектирования, когда содержание (единство функциональных, инженерно-технических и идейно-художественных требований) получает конкретную материальную форму, выраженную графически.
КОМПОЗИЦИЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ – построение (структура) произведения дизайнерского искусства, расположение и связь его частей, обусловленные их компоновкой, отвечающей назначению и технической идее этого произведения и его художественному (образному) замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта. При оценке К.д. в процессе проектирования она анализируется с позиций выразительности, логической завершенности и эстетической целесообразности формы, с точки зрения ее существования в Контексте культурной ситуации. В К.д. классические средства и приемы (пропорционирование, симметрия и асимметрия, масштабность, ритмическая организация, тектоника, нюанс, тождество, контраст) сочетаются с сегодняшней трактовкой способов формирования дизайн-продукции (ассамбляж, комбинаторика, инсталляция, монтаж и др.). Конечная цель применения этих средств – комплексная эстетическая организация материально-конструктивных и визуальных слагаемых средовой системы и пр.), как результат формообразующей деятельности). Цель этих действий – устранение случайных противоречий формы и содержания дизайн-объекта, доведение до художественного и практического совершенства результата композиционных усилий.
КОМПОЗИЦИЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ СРЕДОВАЯ – целенаправленная художественная организация предметно-пространственной средовой системы, задачей которой является создание определенного, задуманного автором эмоционально-художественного эффекта, согласующегося с функциональной основой системы за счет визуального соподчинения ее компонентов и деталей. В технической эстетике, теории дизайна К.д.с. подразумевает не просто некий порядок в пределах группы предметов в пространстве, а такое сочетание, которое формирует у зрителя заранее предусмотренный проектировщиком эмоциональный отклик. Реализуется К.д.с. композиционной структурой, закрепляющей эмоционально-эстетические взаимоотношения между всеми компонентами среды. Считается, что при всем многообразии закономерностей, которые могут быть положены в основу композиции, в ней всегда существует некое господствующее начало, которое воплощает основное содержание целого и потому назначает составляющим среды их «композиционное» место (доминанты, акценты, фон).
КОНДЕНСАЦИЯ – переход вещества из газообразного состояния в жидкое или твердое. К. возможна только при температурах ниже критической температуры. Например, К. водяного пара в атмосфере – переход водяного пара, содержащегося в атмосферном воздухе, в жидкое или твердое состояние с образованием капелек и кристаллов облаков и туманов, а также с выделением воды или льда на наземных предметах. Происходит на ядрах конденсации при охлаждении воздуха до точки росы, в результате его адиабатического подъема или теплообмена с земной поверхностью.
КОНДИЦИОНЕР – агрегат для перемещения и обработки приточного воздуха с целью создания и автоматического поддержания в помещении, отдельной зоне или технологическом аппарате определенных параметров воздушной среды вне зависимости от изменений атмосферных или внутренних условий. Обычно различают кондиционеры автономные, неавтономные и кондиционеры-доводчики.
КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА – создание и поддержание в закрытых помещениях, средствах транспорта и т.п. с помощью средств автоматического управления искусственного микроклимата (обычно заданных температуры, относительной влажности и состава воздуха или по перечню всех или отдельных параметров воздуха, устанавливаемых нормами или соглашениями) с целью обеспечения оптимальных параметров микроклимата, наиболее благоприятных для самочувствия людей, ведения технологического процесса, обеспечения сохранности культурных и других ценностей.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (дизайн-процесс) – вид художественной деятельности, метод дизайна, процесс конкретного решения его проектных задач при формировании предметно-пространственной среды и отдельных предметов (изделий), обладающих эстетическими свойствами. К.х. – процесс конкретного решения проект-Ной задачи с применением категориального аппарата дизайна: анализ объекта, разработка концепций, вычленение конкретных целей, проведение операций проектирования (моделирования, макетирования и пр.), разработка проектной документации (термин характерен только для русского языка). В настоящее время, после принятия термина «дизайн», термин «К.х.» употребляется параллельно с ним, но больше тяготеет к обозначению процесса проектирования, а «дизайн» – деятельность в целом. Функциональный, морфологический и технологический аспекты К.х. включены в художественно-образное проектирование – важнейший аспект структуры К.х., связанный с самим предметом дизайна – созданием целостной формы предметно-пространственных структур. Все аспекты К.х. связаны между собой и содержательно выражаются в образе вещи. В результате К.х. достигается целостность материально-технических и со-циокультурных потребительских свойств изделий, отвечающих различным требованиям. Выявление этих требований происходит в результате комплекса предпроектных и проектных исследований, в которых дизайнер использует методы и средство естественных и гуманитарных наук, искусства и техники, объединяя и преобразуя их в соответствии с общими целями проектирования.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДИЗАЙНЕРСКОЕ – проектная деятельность, в основе которой лежат моделирование процессов потребления вещей и среды, интересы и действия, специфически связанные с их производством, существованием и развитием. К.х.д. определяет особый ход мышления и действий дизайнера. В рамках К.х.д. каждый проектируемый объект рассматривается в двух аспектах: как оформленная производством вещь, объект, имеющие определенную структуру и форму, и как некоторая общественно-человеческая полезность, ценность, как средство преобразования конкретных жизненных ситуаций. Происходит своеобразное наложение множества материально-пространственных элементов среды (морфологическое поле) и множества общественно ценностных представлений данных о назначении, полезности, смысле вещей (аксиологическое поле). Оперируя ими, художник-конструктор воссоздает, с одной стороны, такие образы, как «оптимальность», «комфортабельность» и другие, а с другой – такие, как «компоновочная схема», «структура» и др. Все они в процессе дизайнерского проектирования постоянно переосмысливаются, сопоставляются, переплетаются.
КОНСТРУКЦИЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ – пространственная организаций материально-физических, структурных и функциональных элементов объекта с целью обеспечения его надежного и эффективного функционирования, рациональности и экономичности создания (производства) с учетом свойств и возможностей материалов, составляющих К.д. Работа с К.д. выражается не только в выборе конструктивного решения, оптимального с утилитарной точки зрения, но и в выявлении эстетической ценности К.д. в целом или ее отдельных элементов, использовании их при формировании образа изделия, например, кухни под заказ.
КОНСТРУКЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ – строительная конструкция (элемент здания или иного сооружения), выполненная из бетона с рабочей и конструктивной арматурой (армированные бетонные конструкции); расчетные усилия от всех воздействий в армированных бетонных конструкциях должны совместно восприниматься бетоном и рабочей арматурой. К.ж. классифицируются по нескольким признакам: способу выполнения (монолитные, осуществляемые на месте строительства; сборные; составляемые из отдельных элементов, главным образом заводского изготовления; и сборно-монолитные, представляющие собой сочетание сборных элементов с монолитным бетоном); виду применяемого для их изготовления бетона (из тяжелых и легких бетонов); виду напряженного состояния (обычные и предварительно напряженные). Один из основных видов современных строительных конструкций.
КОНСТРУКЦИЯ НЕСУЩАЯ – строительная конструкция, воспринимающая собственный вес и внешние механические воздействия (постоянную и временную нагрузку, в том числе нагрузку от других частей зданий, напор ветра, вес снега, находящихся в здании людей, оборудования, давление грунта на подземные части здания и т.п.), передающая их на основание и обеспечивающая прочность, жесткость и общую устойчивость зданий и сооружений. По характеру воспринимаемых нагрузок различают К.н. работающие на сжатие (колонны, отдельные опоры, пилоны, фундаменты, стены, несущие стеновые панели и др.); работающие преимущественно на изгиб (панели и балки перекрытий, стропильные и мостовые фермы, ригели рам и др.); работающие в основном на растяжение (панели и балки перекрытий, ригели рам, стропильные фермы, мембраны, ванты, подвески, оттяжки и т.д.).
КОНТРАСТ АРХИТЕКТУРНЫЙ – средство архитектурной композиции (эмоционально-оценочная характеристика), заключающееся в сочетании элементов архитектурной формы или нескольких взаимосвязанных архитектурных форм, резко различающихся по внешним характеристикам и объективным особенностям (размеры, членение, декор, цвет и др.), доведенное до противопоставления.
КОРОБКА ДВЕРНАЯ – рамная конструкция (чаще всего из цельных деревянных брусов), которая крепится в дверном проеме и на которую вешается дверное полотно. К.д. – сборочная единица дверного блока рамочной конструкции, предназначенная для навески створок или полотен, неподвижно закрепляемая к стенкам дверного проема.
КОРПУС – 1) деталь машины, обычно служащая ее основанием и несущая все основные механизмы; 2) отдельно стоящее здание, входящее в комплекс зданий определенного назначения, размещенных на одном участке (жилой К., производственный К.), или изолированная часть большого расчлененного в пространстве строения (сооружения).
КОРРОЗИЯ – процесс разрушения твердого тела (строительного материала или конструкции) в результате химического, электрохимического или физического воздействия (взаимодействия) агрессивной (коррозионной) внешней среды. К. развивается, как правило, на поверхности тела. Различают электрохимическую, химическую и биологическую К. Наиболее распространенный вид К. – К. металлов (ржавление железа). Коррозионному разрушению подвержены также бетон, строительный камень, дерево, керамика, полимеры и другие материалы; К. полимеров называют деструкцией.
КОТЁЛ ВОДОГРЕЙНЫЙ – устройство, имеющее топку, обогреваемую продуктами сжигаемого в ней топлива, и предназначенное для нагрева воды ниже температуры ее кипения, находящейся под давлением выше атмосферного и используемой в качестве теплоносителя вне самого устройства. К.в. используется в системах центрального отопления или централизованного теплоснабжения. Существует несколько конструкций К.в., но все они собираются из отдельных полых секций особой формы. Внутри полости каждой секции, в которых циркулирует нагреваемая вода, при сборке котла соединяют сверху и снизу ниппелями. Под двумя собранными комплектами секций, расположенными симметрично, размещаются колосниковая решетка и топка (иногда ее делают выносной). В К.в. допускается применение различного топлива.
КОТТЕДЖ – одноквартирный небольшой индивидуальный городской или сельский частный жилой дом (в 1, 1,5 или 2 этажа; но обычно двухэтажный) с возможностью круглогодичного проживания, при котором имеется небольшой участок земли. Коттедж как тип архитектурного сооружения возник в конце ХVI-ХVIII вв. в Англии и стал традиционным типом английского жилого дома; ныне широко распространен повсюду.

 

кухня под заказ в интерьере деревенской усадьбы