Мебельная линия
+375 (29) 382-81-81
+375 (33) 382-81-81
Работаем без выходных kuchny@mail.ru

Буква Г: ГАБАРИТ - ГУСАК

ГАБАРИТ – предельные внешние очертания или размеры конструкций, зданий, сооружений, устройств, транспортных средств и т.п., определяю-щие занимаемые ими место и объем в пространстве.
ГАБАРИТ СТРОИТЕЛЬНЫЙ – предельные внешние очертания или размеры конструкций, зданий, сооружений, устройств, определяющие занимаемые ими место и объем в пространстве, например, длина и высота фермы (балки), наибольшие величины длины, высоты, ширины здания (сооружения) с учетом выступающих частей и т.д.
ГАЗ – агрегатное состояние вещества, в котором кинетическая энергия теплового движения его частиц (молекул, атомов, ионов) значительно превосходит потенциальную энергию взаимодействий между ними, в связи с чем частицы слабо связаны силами взаимодействия и движутся свободно, равномерно заполняя в отсутствие внешних полей занимая весь предоставленный им объем. К Г. относят вещества, давление насыщенных паров которых при температуре 25°С и давлении 101,3 кПа превышает 101,3 кПа.
ГАЗ СТЕКЛОПАКЕТА ОСУШЕННЫЙ (осушенный воздух) – воздух или другой газ с низким парциальным давлением водяного пара, введени-ем которого в межстекольное пространство стеклопакета устраняется возможность образования конденсата.
ГАЗЛИФТ (эрлифт) – устройство для подъема жидкости – вертикальная труба, частично опущенная в жидкость. При подаче в нижний конец газа (если сжатого воздуха – Г. называется эрлифтом) в трубе образуется газо-жидкостная смесь, которая поднимается над уровнем жидкости. Применя-ется для подъема нефти и воды из буровых скважин, различных жидкостей в химической промышленности и т.п.
ГАЗОАНАЛИЗАТОР – прибор для определения качественного и коли-чественного состава газовой смеси. Различают Г.: химические, термохи-мические, термокондуктометрические, электрохимические, денсиметриче-ские, магнитные, оптические и радиоактивные. Применяют в промышлен-ности, для научных исследований. В промышленности используют Г., которые при достижении опасной концентрации токсичных и пожаров-зрывоопасных газов прекращает поступление на производственный уча-сток опасного вещества.
ГАЛЕРЕЯ – 1) надземное или наземное, полностью или частично закры-тое, горизонтальное или наклонное протяженное сооружение (помеще-ние), длина которого значительно превосходит ширину, соединяющее помещения зданий и сооружений, предназначенное для инженерных и технологических коммуникаций, а также для прохода людей; 2) длинное крытое (полуоткрытое) светлое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон отдельно стоящими опорами (чаще всего ко-лоннами или столбами), а иногда и балюстрадой; иногда – длинный бал-кон; 3) удлиненный зал со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен; 4) см. галерея парадная; 5) подземный длинный каземат малого сечения, подземный коридор в крепости или руднике.
ГАРДЕРОБНЫЕ – помещения, предназначенные для хранения одежды; на предприятии Г. – оборудованные индивидуальными шкафами, закреп-ляемыми за работающими и предназначенными для хранения уличной, домашней и рабочей одежды.
ГАРДИНА – завеса из тяжелой ткани для альковной ниши и т.д.; занавеси из легкой прозрачной ткани, ширина которых, как правило, в два и более раза превышает ширину карниза.
ГАРМОНИЗАЦИЯ ФОРМЫ В ДИЗАЙНЕ – стройное, не вызывающее отрицательных ощущений, согласованное сочетание элементов, образующих целостное произведение дизайнерского искусства. Цель Г.ф.в.д. – смягчение частных несоответствий общему замыслу, уточнение и коррек-тировка технических, функциональных и визуальных характеристик изде-лия, композиционных построений, цветовой гаммы и т.д. Г.ф.в.д. обеспе-чивает синтез визуальных параметров и эксплуатационных характеристик всех слагаемых композиционной структуры объекта дизайнерского твор-чества за счет: совершенствования технических и эксплуатационных характеристик объекта (использование максимально отвечающих функ-циональным задачам материалов, приведение деталей формы в соответст-вие с требованиями эргономики и т.д.); исправления различного рода визуальных недочетов и погрешностей (колористический диссонанс, нарушения пропорционального строя, сбой ритмических построений и пр.); стилистической коррекции формальных признаков и свойств объекта с целью формирования ансамбля дизайнерских решений (серия приборов, посудный сервиз, средовая комбинация и пр.).
ГАРНИТУР – комплект, набор предметов, служащих для какой-либо одной цели (например, мебельный гарнитур для кухни под заказ.).
ГАШЕНИЕ – процесс химического соединения негашеной извести («ки-пелки») с водой; то есть технологическая операция при получении гидрат-ной извести (пушонки) или известкового теста, выполняемая путем затво-рения комовой или молотой извести (кипелки) водой.
ГВОЗДИ – крепежный элемент, представляющий собой заостренный стержень, обычно железный, со шляпкой на противоположном (тупом) конце. Г. широко применяются для крепления всех видов. Обычные Г. делают из термически необработанной стальной проволоки, вследствие чего они могут согнуться при забивке. Г. маркируются двумя числами: первое указывает диаметр стержня с точностью до десятых долей мм, второе – длину стержня в мм.
ГВОЗДИ ДВЕРНЫЕ – устаревшее название гвоздей длиной 7-9 см, использовавшихся при креплении дверных коробок.
ГВОЗДИ ЖИДКИЕ – клеи, отличающиеся высокой адгезией. Г.ж., в отличие от большинства клеев, наносятся на склеиваемые материалы не сплошным слоем, а точечно (фактически лишь на места, куда при соответ-ствующем типе соединения забивались бы обычные гвозди).
ГВОЗДОДЕР – ручной инструмент для извлечения (по принципу рычага) гвоздей, забитых в деревянные детали или конструкции.
ГЕРМЕТИЗАЦИЯ – обеспечение непроницаемости для жидкостей и газов стыков и соединений конструктивных элементов зданий (сооруже-ний) с помощью герметиков – эластичных и пластоэластичных материалов.
ГЕРМЕТИЗАЦИЯ ШВОВ – комплексная обработка швов (например, межпанельных швов на внешних стенах зданий) с целью обеспечения их герметичности. Различают Г.ш. первичную и вторичную.
ГЕРМЕТИК – полимерные композиции (пасты, замазки, растворы), используемые в строительных и санитарно-технических работах для обес-печения непроницаемости стыков (соединений швов и т.п.) строительных конструкций. Г. получают на основе полисульфидных или кремнийорга-нических жидких каучуков; главным образом двух синтетических каучу-ков – этилпропилен-каучука (СКЭП) и бутилкаучука БК с молекулярной массой выше 20000.
ГЕРМЕТИЧНОСТЬ – свойство изделия или его элементов, исключаю-щее проникновение через них (внутрь него) газообразных и (или) жидких веществ. Г. – способность оболочки (корпуса), отдельных ее элементов и соединений препятствовать газовому или жидкостному обмену между средами, разделенными этой оболочкой. Г. – условие работоспособности многих систем, аппаратов и приборов.
ГИБКОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ – способность строительного ком-плекса и его подразделений своевременно реагировать и адаптироваться к изменениям, происходящим в науке, технике и технологии, путем созда-ния различного вида резервов. Вероятностный характер строительного производства требует постоянного совершенствования строительного комплекса и его подразделений, придания им таких свойств, которые позволят с минимальными издержками адаптироваться к непрерывно изменяющимся условиям производственно-хозяйственной деятельности и нововведениям.
ГИДРАВЛИКА – наука о законах движения и равновесия жидкостей, взаимодействии между жидкостями и твердыми телами и способах при-ложения этих законов к решениям задач инженерной практики. Г. является разделом механики наряду с теоретической механикой, теорией упругости, газодинамикой и пр. Законы Г. наиболее широко применяются при проек-тировании и строительстве гидротехнических сооружений: плотин, кана-лов, гидроэлектростанций и т. д. Г. подразделяется на гидростатику и гидродинамику, в которых рассматриваются, соответственно, равновесие и движение жидкостей.
ГИДРАНТ (гидрант пожарный) – стандартизированное стационарное устройство наземного или подземного (в колодцах) типа на водопровод-ной сети, предназначенное для отбора воды и позволяющее подключать специальное оборудование, обеспечивающее подачу воды для тушения пожара. Г. подземный размещается в колодце, закрытом крышкой, для отбора воды на него навинчивается пожарная колонка, имеющая 2 выход-ных патрубка для подсоединения рукавов. Наземный Г. – как правило, Г. -колонка, представляющая собой совмещенный вариант водоразборной колонки и наземного Г. и служащая для отбора воды как на пожарные, так и на хозяйственные нужды.
ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ – комплекс мер для защиты зданий и сооружений (или их частей), конструкций, резервуаров и т.д. от проникновения или воздействия воды или предупреждения ее утечки, а также средства для этих целей – специальные конструктивные элементы или водонепрони-цаемые слои на наружной или внутренней поверхности частей зданий и сооружений, предназначенные для предотвращения доступа воды в здание (сооружение) и к самим строительным конструкциям. Г. обеспечивает нормальную эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования, повыша-ет их надежность и долговечность.
ГИДРОМУФТА – гидродинамическая передача – механизм, передаю-щий вращательное движение от ведущего вала к ведомому. Состоит из центробежного насоса и гидротурбины, лопаточные колеса которых сбли-жены и образуют торообразную полость, заполняемую рабочей жидко-стью. Служит для передачи крутящего момента без его изменения (потери в Г. не учитываются). Применяется в приводах буровых установок, пита-тельных насосов и дымососов ТЭЦ и др., как устройство для управления частотой вращения вентиляторов и др. подобных агрегатов.
ГИДРОТРАНСФОРМАТОР – гидродинамическая передача, механизм, передающий вращательное движение от ведущего вала к ведомому за счет скоростного напора циркулирующей рабочей жидкости. В Г. циркули-рующая жидкость (в отличие от гидромуфты) дополнительно проходит через реактор – аппарат, изменяющий направление потока и позволяющий бесступенчато регулировать крутящий момент и частоту вращения ведо-мого вала. Применяют в трансмиссиях кранов, автомобилей, экскаваторов и т.д.
ГИДРОФОБНОСТЬ – способность вещества (материала) не смачиваться капельножидкой влагой (водой), то есть обладание водоотталкивающими свойствами. Г. – частный случай лиофобности. К гидрофобным веществам относятся, например, многие металлы, жиры, воски, кремнийорганические жидкости. У гидрофильных материалов Г. возникает при введении в со-став или при обработке поверхности веществами-гидрофобизаторами. См. также водонепроницаемость.
ГИЛЬЗА – 1) сменная цилиндрическая вставка, устанавливаемая в блок-картере поршневых тепловых двигателей для уменьшения износа трущих-ся поверхностей и облегчения ремонта; 2) вспомогательное упаковочное средство, имеющее форму трубки для наматывания бумаги или гибких материалов.
ГИПС – минерал класса сульфатов (осадочная горная порода), состоит в основном из двуводного ангидрида CaSO2•2H2O пластинчатого, волокни-стого или зернистого строения. Представляет собой природный камень в виде белых, серых или бесцветных кристаллов и агрегатов, иногда окра-шенных механическими примесями в голубые, желтые или красные тона. Твердость 1,5-2; плотность 2,3 г/см3. Разновидности: гипсовый шпат (по-лупрозрачные кристаллы); атласный шпат, или уральский селенит (парал-лельно-волокнистые агрегаты с шелковистым блеском), и алебастр (снеж-но-белый тонкозернистый Г.). Г. применяется при производстве воздуш-ных вяжущих веществ, алебастра (строительного или штукатурного гип-са), эстрихгипса, гипсового цемента, иногда в качестве облицовочного материала внутренних частей зданий, а также для получения серной ки-слоты.
ГИПС СТРОИТЕЛЬНЫЙ (алебастр) – быстротвердеющее (быстрос-хватывающееся) вяжущее, основным компонентом которого является е модификация полугидрата гипса CaSO2•0,5H2O. Г.с. получают обжигом (при 140-180 °C) природного гипса, подвергаемого помолу до или после обжига. Применяется в основном во внутренних отделочных работах для изготовления штукатурных растворов.
ГИПСОКАРТОН (сухая штукатурка) – листовой отделочный строи-тельный материал, представляющий собой лист, состоящий из гипсового сердечника, армированного растительным волокном и оклеенного с обеих сторон слоем строительной бумаги (картона). Из общей массы листа при-мерно 93% приходится на двуводный гипс, 6% – на картон, 1% массы образован за счет влаги, крахмала и органического поверхностно-активного вещества. Выпускают листы Г. шириной 1,2 м, длиной 2,5-3,3 м и толщиной 10-12 мм. Применяют для внутренней отделки стен и потол-ков путем приклейки специальными мастиками либо монтажа саморезами на направляющие из металлопрофиля или деревянных брусков.
ГЛАЗОК – 1) устанавливаемое обычно в полотне двери изделие, пред-ставляющее собой цилиндрическую трубку, снабженную стеклянными оптическими элементами, служащее для осмотра пространства перед входом изнутри помещения без открывания двери; см. также видеоглазок; 2) декоративный мотив в фасадах кирпичных изб с лицевой кладкой, имеющий вид красного лежачего ромба, который вписан в белый прямо-угольник; для этого тычок брускового кирпича обмакивали каждым углом в известь; 3) небольшой кружок в центре завитка ионической волюты.
ГЛАЗУРЬ – стекловидное защитно-декоративное покрытие толщиной 0,1-0,3 мм на керамике, закрепленное обжигом; представляет собой стек-ловидный слой на поверхности керамических изделий, образующийся за счет расплавления и последующего застывания специально нанесенной керамической массы определенного состава (щелочные, щелочноземель-ные и др. алюмосиликатные и алюмоборосиликатные стекла). Г. улучшает физико-химические и декоративные качества изделия, повышает его эксплуатационные качества, способствует увеличению долговечности, механической прочности, химической стойкости изделия, предохраняет от загрязнения, действия кислот и щелочей, придает водонепроницаемость. Г. разделяют на прозрачные и непрозрачные (глухие), бесцветные и окра-шенные (разнообразных оттенков).
ГЛИНА ОГНЕУПОРНАЯ – землистые горные породы светло-серого, серого и белого цвета, отличающиеся тонкодисперстностью (преоблада-нием фракций < 0,005 м) и состоящие главным образом из глинистого минерала – каолинита с более или менее значительной примесью кварца, полевого шпата, окислов железа, карбонатов и др. минералов.
ГЛУБИНА ЗАЛОЖЕНИЯ ФУНДАМЕНТА – расстояние по вертикали от поверхности планировки или пола подвала до подошвы фундамента; зависит от вида грунта, глубины его промерзания, уровня грунтовых вод.
ГОРЕЛКА СВАРОЧНАЯ (пистолет сварочный) – устройство, обеспе-чивающее подвод электрического тока к электроду (а также крепления электрода) и защитного газа в зону горения дуги или регулируемое сме-шение горючих газов (паров горючей жидкости) с кислородом и получе-ние направленного пламени требуемой мощности (при газовой сварке). При электродуговой сварке в защитных газах Г.с. называется газоэлектри-ческой (иногда называют сварочным пистолетом), при газовой сварке – газосварочной (или газовой сварочной) горелкой.
ГОРЕНИЕ – физико-химический процесс (экзотермическая реакция) окисления вещества, протекающая в условиях ее прогрессивного самоус-корения. Превращение вещества при Г. сопровождается интенсивным выделением энергии и тепло- и массообменом с окружающей средой, свечением и (или) выделением дыма. Г. может начаться самопроизвольно в результате самовоспламенения либо может быть инициировано зажига-нием. Переход медленной химической реакции в режим Г. обусловлен нелинейной зависимостью константы скорости реакции от температуры, вследствие чего реакция при определенных (критических) условиях начи-нает идти с прогрессирующим самоускорением. Наиболее обширный класс реакций Г. – окисление углеводородов (Г. природных топлив), водо-рода, металлов и др.
ГОРОД-САД – зародившаяся в конце XIX в. в Англии идеальная схема небольшого города, на 30-50 тыс. человек, с функциональным зонирова-нием и оптимальными условиями проживания, среди массивов зеленых насаждений; в России реализована главным образом в дачных поселках: Прозоровка под Москвой, Елицы-Парк под Петербургом, Царский Лес в Риге, Сад-город в Барнауле, поселки под Харьковом, Одессой, Владиво-стоком.
ГОРЮЧЕСТЬ – способность материала к воспламенению и горению (под действием высоких температур и открытого пламени). По степени Г. строительные материалы подразделяются на три группы: негорючие (несгораемые); трудногорючие (трудносгораемые); горючие (сгораемые).
ГОСТИНАЯ – общая жилая комната, предназначенная для отдыха, раз-влечений, приема гостей и семейных торжеств. Как правило, гостиная самая большая по площади комната квартиры.
ГОТИКА (стиль готический) – художественный и архитектурный стиль позднего Средневековья, преобладавший в Европе с XII по XV в. Развива-лись градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). Ведущим архитек-турным типом стал городской собор: каменная каркасная система (стрель-чатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, вы-ложенных на нервюрах, передается аркбутанами в форме полуарок на наружные опоры – контрфорсы ряды опорных столбов) позволила созда-вать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. 150-метровая длина собора, высота сводов 40-50 м, высота башен 80 м становились нормой. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом, обилием каменной резьбы, цветными витражами. Человек, находящийся внутри собора, видел только уносящиеся вверх тонкие пучки колонн, теряющиеся в вышине нервюры, яркие потоки света, льющиеся сквозь цветные стекла витражей. Так возникал художественный образ вознесения души к небу. С.г. – яркий пример метафизики искусства архитектуры, художественного преображения строительной конструкции.
ГОФРИРОВАНИЕ – изгибание листовых материалов (стали, алюминия, шифера, картона и др.) для придания их поверхности волнообразной фор-мы трапециевидного, кругового, треугольного и других профилей с целью придачи жесткости.
ГРАНИЦА ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ – вертикальная поверх-ность, определяющая, где кончается территория одного владельца и начи-нается другого. В случае поэтажной собственности, граница любого объ-екта описывается как некоторое пространство с помощью окружающих его стен, потолка. Юридические Г.о.н. определены в официальных доку-ментах, однако они могут отличаться от фактических (что влечет за собой определенные проблемы). Различают Г.о.н. закрепленные или фиксиро-ванные (имеющие четко определенную линию) и общие (граница, линия которой может быть установлена на земле) границы.
ГРАФИКА – вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и Г. стоят акварель, гуашь, пастель. Г. делится на станко-вую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструи-рование печатных изданий), прикладную (промышленная Г., почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Выразительные средства Г. – контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Стилистические средства Г. разнообразны – от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разрабо-танных композиций - изобразительных, декоративных, шрифтовых.
ГРАФИКА АРХИТЕКТУРНАЯ – совокупность изобразительных спо-собов фиксации архитектурного замысла на всех стадиях проектирования (эскиз, технический проект и др.), а также законченных зданий и их ком-плексов. Г.а. представляет собой рисунки и чертежи, связанные с архитек-турой и архитектурным проектированием. В последнее десятилетие разли-чают Г.а. классическую (использует в качестве инструментария матери-альные предметы маркирования – карандаши, краски, бумагу и пр.) и цифровую (использует для тех же целей вычислительные системы).
ГРАФИКА ТРЁХМЕРНАЯ (3D-графика) – раздел компьютерной графики, совокупность приемов и инструментов (как программных, так и аппаратных), призванных обеспечить пространственно-временную непре-рывность получаемых изображений. Широко применяется для создания изображений в архитектурной и дизайнерской визуализации. Трехмерное изображение отличается от плоского построением геометрической проек-ции трехмерной модели сцены на экране компьютера с помощью специа-лизированных программ. Для получения трехмерного изображения требуются следующие шаги: моделирование (создание математической моде-ли сцены и объектов в ней) и рендеринг или визуализация (построение проекции в соответствии с выбранной физической моделью).
ГРАФФИТИ – 1) рисунки и стилизованные надписи на стенах зданий и т.п. выполняемые обычно с помощью аэрозольных упаковок краски; характерная черта молодежной рэп- и хип-хоп культуры; Г. – одна из протестных форм маргинального непрофессионального дизайна, выражается в несанкционированной росписи аэрозолями, акрилом и др. средства-ми стен и конструкций зданий и сооружений, вагонов поездов, трамваев и пр. Сюжеты Г. – различные буквенные комбинации, живописные и графи-ческие образы. Г. нередко граничит с вандализмом и нарушает авторский дизайн объектов-носителей, но придает фрагментом среды неожиданные композиционные и эмоциональные смыслы. 2) Древние и средневековые посвятительные, магические, бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудах и т.д.
ГРОТЕСК – 1) возникший в эпоху Возрождения в подражание римским образцам, обнаруженным в развалинах древнеримских построек орнамент, в котором декоративные изобразительные мотивы (растения, животные, маски, формы человека, геометрические мотивы) представлены в виде переплетающихся, причудливых узоров, в фантастических сочетаниях и формах; 2) вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочета-ния реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Резко смещая формы самой жизни, Г. создает особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно, как в аллегории.
ГРУНТОВКА – 1) лакокрасочные материалы и составы, состоящие из пигментов или красителей, наполнителей и связующих, наносимые пер-вым слоем на подготовленную к окраске поверхность для улучшения свойств лакокрасочной системы (уменьшения пористости поверхности и обеспечения требуемой адгезии лакокрасочного покрытия). При нанесе-нии на окрашиваемую поверхность Г. образуют непрозрачное или про-зрачное однородное лакокрасочное покрытие с хорошей адгезией к окрашиваемой поверхности и покрывным слоям; от окрашивающих составов отличаются меньшим содержанием пигментов. 2) Подготовительный слой указанных материалов (материала) на поверхности конструкции, являю-щийся основанием для окрасочных составов и предназначенный для по-вышения прочности сцепления между основанием и покрытием. 3) Про-цесс нанесения указанного слоя;
ГУСАК – 1) часть (излив) сантехнического смесителя для кухни или для ванной; 2) в царской России – лекальный или тесаный кирпич с гуськом в профиле.

 

Ремонт квартир перед тем как приобрести кухни под заказ

 

Популярное для кухни