Мебельная линия
+375 (29) 382-81-81
+375 (33) 382-81-81
Работаем без выходных kuchny@mail.ru

Буква А: АБАЖУР - АЭРОГРАФИЯ

 

 

АБАЖУР – 1) колпак или щиток при светильнике (лампа, свеча), локализующий поток света; 2) окно с подоконником и перемычкой, сильно наклоненными внутрь помещения (главным образом в подвалах); 3) прикрепленный снаружи к стене тюремного здания и открытый сверху кожух (обычно дощатый) вокруг окна тюремной камеры, позволяющий видеть из нее лишь полоску неба.
АБАК (абака) – плоская квадратная плита, составляющая верхнюю часть капители колонны (полуколонны, пилястры), отделяющая колонну от антаблемента и непосредственно воспринимающая нагрузку от балочного перекрытия. В классических ордерах А. имеет обычно квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.
АБАШИ (абаш) – применяемое при производстве строительных материалов и изделий лиственное дерево. А. произрастает в западной части экваториальной Африки. Древесина легкая, пластичная, прочная, длительное время сохраняет первоначальный внешний вид; цвет кремово-белый переходящий к бледно-желтому, теплопроводность и теплоемкость низкие, водостойкость высокая, отсутствуют сучки и выделения смолы. А. широко применяется для изготовления контактирующих с кожей человека деталей интерьера саун.
АБРАЗИВ (абразивы) – твердые кристаллические зернистые или порошкообразные материалы, обладающие высокой твердостью (алмаз, корунд, наждак, карбид кремния и др.). А. используются для механической обработки (шлифования, полировки) поверхностей различных материалов. А. имеют разную твердость, форму, размеры зерен и абразивную способность.
АБРАЗИВНОСТЬ – свойство твердых частиц (абразивных зерен) разрушать поверхность других материалов (металлы, керамика) при механической обработке.
АБРИС – 1) безмасштабный ориентированный по местным предметам схематический чертеж плана участка местности на котором нанесены элементы ситуации и рельефа местности с указанием расстояний от базисной линии до характерных точек контура; 2) в геодезии – схематический план, сделанный от руки, с обозначением данных полевых измерений, необходимых для построения точного плана или профиля; 3) линейное очертание предмета, контур дерева или кустарника; 4) план территории, сделанный от руки, с указанием на нем посадочных мест растений, расположения сооружений, дорог и т.п.
АБСОРБЦИЯ (поглощение объемное) – объемное поглощение вещества из раствора или газовой смеси, независимо от его молекулярной природы, всем объемом поглотителей (абсорбентов) – твердыми телами или жидкостями (в частности, с образованием растворов).
АБС-ПЛАСТИК – ударопрочная пластмасса на основе сополимера акрилонитрила с бутадиеном и стиролом. Применяется в производстве корпусов радио- и телеаппаратуры, деталей автомобилей, холодильников, мебели.
АВТОБЕТОНОМЕШАЛКА – автомобиль с установленной на шасси бетономешалкой, предназначенный для приготовления бетона и его доставки к месту укладки, а также для перевозки готового бетона от бетонного завода до потребителя.
АВТОБЕТОНОНАСОС – бетононасос (машина для транспортирования бетонной смеси по трубопроводам (шлангам) к месту ее укладки), смонтированный на автомобильном шасси, как правило, в комплекте с бетоноводом, используемый для подачи бетонной смеси по горизонтали, так и по вертикали на некоторую высоту над местом нахождения машины.
АВТОБЕТОНОСМЕСИТЕЛЬ (автобетономешалка, автобетоноразвозка)– специализированный автомобиль со смонтированным на нем смесительным оборудованием, позволяющим обеспечить тщательное перемешивание и поддержание гомогенного состояния бетонной смеси на период транспортирования. А. предназначен для приготовления из отдозированных сухих компонентов бетонной смеси различной подвижности и/или их доставки с цементобетонного завода к месту укладки. В обиходе А. называют также: бетономешалка, миксер, бетоновоз, автобетономешалка, автомиксер, автобетоновоз.

АВТОКАД (AutoCAD) – система автоматизированного проектирования, позволяющая реализовать весь набор операций от концептуального проектирования до черчения и представления разработанного проекта сооружения в виде комплекта рабочих чертежей. Специальные инструменты по-зволяют легко создавать любые разрезы и проекции и включать их затем в чертеж. А. обеспечивает легкое и интуитивное создание и редактирование твердых тел и поверхностей, усовершенствованные средства навигации позволяют взаимодействовать с моделями напрямую во время редактирования, мощные средстве визуализации (таких как анимация и реалистичное тонирование) позволяют графически передавать ваше видение проекта и помогают обнаружить любые изъяны на ранних этапах проектирования (то есть до того, как они смогут вызвать серьезные проблемы).

АВТОМАТ СВАРОЧНЫЙ – комплекс механизмов и приборов, с помо-щью которых осуществляется механизация процесса выполнения сварного соединения: возбуждение дуги, подача сварочного материала, защитных газов (при необходимости), поддержание заданных режимов и техники сварки, прекращение процесса сварки.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ – создание средств и методов, позволяющих осуществлять проектирование с использованием технических средств (компьютерной техники) и заменой части человеческого труда работой машин. Объектом проектирования может быть здание, сооружение, технологический процесс, конструкторская работа, система обработки данных и т.д. А.п. является важным вспомогательным средством информационного поиска, быстрой и качественной обработки экспериментальных данных, обобщения результатов анализа конструкций и формы объектов. А.п. облегчает процесс нахождения оптимальных форм при заданных параметрах, демонстрируя возможные проектные решения. Эффективно использование ЭВМ и в процессе творческого поиска архитектурных и дизайнерских решений.

АВТОМАТИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – выполнение строительных процессов с минимальным привлечением ручного труда. Различают автоматический и автоматизированный строительный процесс. При первом ручной труд полностью заменен автоматическими устройствами, обеспечивающими в соответствии с заданной программой необходимый уровень производительности труда и высокое качество работ. При втором автоматизированы отдельные элементы строительного процесса и для получения конечной продукции требуется вмешательство человека.

АВТОПОЛИВ (система полива автоматическая) – система, предназначенная для орошения газона и зеленых посадок, обеспечивающая: равномерный «правильный» полив; дозированный расход воды; настройку любого графика полива; полив больших площадей без ручного труда; размещение линий подачи воды под землей (не ухудшает эстетический вид).

АВТОСАМОСВАЛ – транспортное средство с опрокидывающимся кузовом или открывающимся вниз днищем, предназначенное для перевозки грунта, породы или других материалов. Самосвальные установки монтируются как на автомобильные шасси (КАМАЗ, МАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, КРАЗ, ИВЕКО), так и на шасси прицепов и полуприцепов (СЗАП, НЕФАЗ). Различают несколько основных типов А.: строительные А., предназначенные для перевозки строительных грузов (ЗИЛ-ММЗ-450850, КАМАЗ 65115, КАМАЗ 6520, IVECO MP380E38), сельскохозяйственные А., предназначенные для перевозки сыпучих материалов (ЗИЛ-ММЗ-450650

АГЛОПОРИТ – искусственный пористый заполнитель для легких бетонов с размером гранул 5-20 мм – продукт дробления шихты, изготовленной методом агломерации (спекания) из малопластичных глинистых пород или глиносодержащих отходов добывающей промышленности (добычи и обогащения углей, топливных шлаков и золы ТЭС). Марки по насыпной плотности (кг/м3) 400, 500, 600, 700, 800, 900. А. применяется для производства аглопоритобетона.

АДАПТЕР – устройство (приспособление), позволяющее использовать сменные детали и расходные материалы, не предусмотренные конструкцией изделия либо подключать его к электрическим сетям иного, чем требуется для нормальной работы устройства напряжения.

АДСОРБЕНТ (поглощающее вещество) – вещество, способное присоединять к своему поверхностному слою молекулы газа и жидкости. Обычно А. – высокодисперсные тела с большой наружной (непористые) или внутренней (пористые) удельной поверхность (до нескольких сотен м2/г), на которой происходит адсорбция веществ из соприкасающихся газов или растворов.
АДСОРБЕР – аппарат, в котором осуществляется поглощение газо- и парообразных компонентов (адсорбативов) из газовых смесей поверхностным слоем адсорбента – твердого вещества, на поверхности или в порах которого происходит адсорбция (поглощение). Из очищаемых газов поглощается адсорбат – пары летучих растворителей (ацетона, бензина, бензола, ксилола и др.), оксидов азота, диоксида серы, соединений фтора, хлора и хлоридов водорода, йода и йодида водорода, сероводорода и сероорганических соединений, паров ртути и др.

АЙВАН (эйван) – 1) в среднеазиатских жилищах, мечетях и др. – терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах; 2) открытая галерея с колоннами или портал с большой нишей, перекрытой сводом (в архитектуре средневекового эллинизированного Востока); большой, прямоугольный в плане сводчатый зал с арочным проемом главного фасада, превращающим его в подобие перекрытого туннеля или глубокой ниши, открытый со стороны внутреннего двора (приемные залы во дворцах Парфии и сасанидского Ирана, в мечетях и дворцах средневековой Средней Азии, Ирана, Афганистана и др.). А. внутреннего двора жилого дома в странах Ближнего Востока называют тарма.

АКАЦИЯ – род преимущественно древесных растений семейства бобовых, 750-800 видов, в тропиках и субтропиках, более половины – в Авст-ралии и Африке. А. серебристая (т.н. мимоза) – декоративное растение. А. шелковой называют дерево рода альбиция, А. ж?лтой – кустарник рода карагана, А. белой – дерево рода робиния. Древесина А. применяется в качестве строительного материала. Древесина А. тяжелая, твердая (объемный вес 0,73), с желтовато-бурым ядром, не трескается, не коробится, хорошо полируется, не портится в воде, поэтому считается ценной. Используется для производства деревянных изделий, а также в качестве декоративно-отделочного материала.

АККУМУЛЯТОР – устройство для накопления энергии с целью е? последующего использования.

АКМИГРАН – звукопоглощающий материал. Изготавливают из минеральной или стеклянной гранулированной ваты на связке из смеси крахмала, бентонита и карбоксилметилцеллюлозы. Средняя плотность 0,35-0,4 г/см3. Коэффициент звукопоглощения 0,4…0,8 в интервале 200…2000 Гц. Применение при влажности до 70%. Выпускается в виде плит.
АКМИНИТ – звукопоглощающий материал. Изготавливают из минеральной или стеклянной ваты на связке из смеси крахмала, каолина, литопона и поливинилацетатной эмульсии. Методом отливки смеси в формы, в которой имеются гранулированная минеральная вата и раствор крахмального связующего. Формы высушивают в сочетании с вакуумированием, механически обрабатывают и окрашивают. Средняя плотность 0,35-0,4 г/см3. Коэффициент звукопоглощения 0,4…0,8 в интервале 200…2000 Гц. Применение при влажности до 70%. Выпускается в виде плит.
АКП – аббревиатура от «аппаратура контроля поля»; аппаратура пользователей, установленная на спутниках ГЛОНАСС, обеспечивающая контроль точности геодезических измерений.
АКРИЛАТ (акрилаты) – соли и эфиры акриловой кислоты. Акриловые эфиры – основная продукция, производимая из акриловой кислоты. Довольно широко используются при производстве отделочных материалов, красок, шпатлевок и т.п.
АКРОПОЛЬ – расположенная на возвышенности укрепленная часть древнегреческого города, религиозный и политический центр; крепость (убежище на случай войны), игравшее роль цитадели. Самый известный А. – Афинский, где находятся самые прославленные античные архитектурные сооружения.


АКСОНОМЕТРИЯ (проекция аксонометнирическая) – способ трехмерного изображения пространственных тел на чертеже при помощи параллельных проекций, состоящий в том, что предмет изображается на плоскости вместе с пространственной системой координат (координатными осями), к которой он отнесен, и его проекцией на одну из координатных плоскостей. А. удобна тем, что на проекте можно совмещать наглядное изображение с проставлением размеров, указаниями системы пропорционирования. Аксонометрия используется для составления от руки проектов кухни под заказ.

АКТ ОСМОТРА НЕДВИЖИМОСТИ – в сфере риэлторской деятельности документ, подтверждающий факт осмотра объекта недвижимости потенциальным приобретателем, содержащий дату, адрес и краткое описание объекта недвижимости, подписываемый при осмотре недвижимости стороной, которая является потенциальным приобретателем, и стороной, предоставившей информацию об объекте и организовавшей просмотр.

АКТ ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ НЕДВИЖИМОСТИ – документ, часто составляемый в свободной форме при купле-продаже или сдаче в аренду объектов недвижимости с целью фиксации факта и точного времени передачи объекта недвижимости в пользование или владение, а также технического состояния помещения, наличия и исправности необходимого оборудования (санитарно-технического, газового и т.п.), а также отсутствия претензий по этому поводу от принимающей стороны.
АКТ ПРИЕМКИ СКРЫТЫХ РАБОТ – официальный документ, составляемый после приемки представителями заказчика, подрядчика и авторского надзора выполненных работ, скрываемых последующими работами. Составление такого документа дает право на производство последующих работ.

АКТИВНОСТЬ ЦЕМЕНТА – характеристика вяжущих свойств цемента по величине предела прочности на сжатие и растяжение образцов из нормального цементного раствора – смеси данного цемента, песка и воды. А.ц. – фактическая прочность на сжатие образцов из стандартного цементного раствора, изготовленных и испытанных в стандартных условиях, установленных соответствующим нормативным документом (для цементов общестроительного назначения определяется в 28-суточном возрасте).

АКУСТИКА СТРОИТЕЛЬНАЯ – раздел прикладной акустики, рассматривающий звуковые процессы в помещениях с целью обеспечения в них звукового комфорта. Основное внимание уделяется проблемам обеспечения эффективной звукоизоляции ограждающих конструкций зданий и сооружений от воздушного и ударного шумов, снижения уровня шума посредством облицовки внутренних поверхностей звукопоглощающими материалами и конструкциями, а также применения звукоизолирующих материалов в перекрытиях. А.с. выделилась из архитектурной акустики.


АЛЕБАСТР – 1) продукт обжига природного гипса при температуре 120–170 C°. В строительстве А. применяют в виде порошка тонкого помола; 2) минерал, плотная, мелкозернистая разновидность природного гипса.

АЛЛЕЯ – транспортная или пешеходная дорога или эспланада с инженерным обустройством и зонами отдыха, широкая дорожка в парке или в саду, обсаженная с обеих сторон деревьями (в один и более рядов), равно-отстоящими друг от друга в определенном ритме, а иногда также кустарниками и вьющимися растениями. В садово-парковых ансамблях А. образуют узкое пространство, направленное на фокус или доминанту композиции. А. могут быть высажены в виде прямых линий (регулярный стиль) и ассиметричных композиций (пейзажный стиль). В парках крытые, увитые зеленью на арочных конструкциях А. называли перголами или берсо.

АЛТАРЬ – 1) стол или плита, главный жертвенник в храме; первоначаль-но А. место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме – отдельные сооружения; в христианских православных храмах – столы («престолы») для совершения таинства, в католических – декоративные стенки; 2) восточная часть христианского храма, отделенная алтарной преградой либо иконостасом и изначально предназначенная для священнослужителей, где находятся главный алтарь и хор; в обиходе алтарем называется вся часть средневекового храма к востоку от средокрестия.
АЛЬКАСАР – укрепленный дворец, замок испанских рыцарей XIV-XVI вв. А. с множеством башен со шпилями, подъемными мостами возводили обычно на неприступных скалах. Испанские А. – одно из самых романтических проявлений национального искусства. Их суровый облик замечательно соответствует скалистому пейзажу этой страны. Самый знаменитый А. (XVI в.) находится в г. Сеговия.
АЛЬКЕЖ – подчеркнутый угловой объем здания, имеющий в плане прямоугольник и завершенный обособленной кровлей; 2) небольшая угловая комната в усадебном доме (обычно спальня, кабинет либо гардероб); 3) жилое помещение в корчме.
АЛЬКЕР – угловое помещение, несколько выступающее за пределы основного объема здания, аналогично угловой башне или эркеру. Как правило, имеет отдельную кровлю. А. типичны для усадебных построек Западной Украины, Польши, Белоруссии. Искаженное название А. – алькеж.
АЛЬКОВ – буквально (с арабского) «маленькая комната», ниша в стене, то есть планировочно выделенная часть площади в глубине жилой комнаты, отделенная от ее основного пространства занавесом, аркой или колоннами обычно служащая спальней, местом расположения внутриквартирной лестницы, в парадном зале – местом для бесед и т.д. Изначально в средневековой архитектуре подобные углубления возникали из-за различной толщины стен.
АЛЬПИНИЗМ ПРОМЫШЛЕННЫЙ – специальная технология выполнения высотных работ на промышленных и других объектах, при которой рабочее место достигается при помощи подъема или спуска по веревке, а также с использованием других альпинистских методов передвижения и страховки.
АЛЮМИНИЙ – химический элемент III группы периодической системы. Серебристо-белый, легкий, весьма пластичный металл, хорошо прокатывается, штампуется и куется; с высокой тепло- и электропроводностью; температура плавления 660°С, удельный вес литого А. – 2,56 г/см3, прокатанного – 2,70 г/см3. А. имеет хорошую коррозионную стойкость, так как на воздухе покрывается тонкой, но очень прочной пленкой окиси Аl2O3, защищающей металл от дальнейшего окисления. Известно несколько сотен минералов А. (алюмосиликаты, бокситы, алуниты и др.). Применяют в строительстве (конструкционный материал, преимущественно в виде сплавов с др. металлами), электротехнике (заменитель меди при изготовлении кабелей и др.) и т.д.
АМАЛЬГАМА – сплав ртути с другим металлом. А. применяют, например, при золочении, в производстве зеркал, в цветной металлургии (амальгамация) и т.д.
АМБРАЗУРА – 1) относительно узкий щелевидный оконный проем в стене, обычно в стене большой толщины, выполненный с расширением внутрь помещения (это обеспечивает лучшее освещение); 2) в фортификционной архитектуре – в широком смысле – щелевидное открытое отверстие в оборонительном сооружении для ведения огня и наблюдения (просвет в зубчатке крепостной стены, бойница в долговременной огневой точке или бронебашне). В узком смысле А. – горизонтальный вырез в бруствере или стене укрепления таких размеров и такой формы, чтобы дуло орудия или другого огневого средства могло входить в него, поворачиваться в стороны и, если нужно, опускаться и подниматься на требуемые углы. А. имеет вид усеченной пирамиды, обращенной широким основанием наружу; может быть открытой или со специальными заслонками. Нижняя поверхность А. называется подошвой, боковые поверхности – щеками А., часть насыпи или стены ниже А., между ее подошвой и горизонтом стояния орудия – стулом А., наиболее узкая часть А. – шейкой А. А. подобна бойнице, только большего размера, обеспечивающего ведение огня не из ручного оружия, а из более мощных огневых средств.

АМВОН – в раннехристианских базиликах – возвышение в центре нефа, под средокрестием, с которого читали Евангелие. Позднее его заменили приподнятой алтарной частью – вимой, которую тоже стали называть А. или пресвитерием. В православных храмах А. – полукруглый выступ солеи, площадки перед царскими вратами иконостаса. В католических соборах по сторонам алтаря воздвигают две кафедры: одну для чтения Евангелия, другую – Апостола, посланий и проповедей. В средневековых храмах Франции А. называли навесную галерею, проходящую поперек нефа и отделяющую его западную часть от хора, расположенного в восточной части. В центре А. устанавливали Триумфальный крест с распятием.

АНАЛИЗ ПРЕДПРОЕКТНЫЙ В ДИЗАЙНЕ – начальная стадия работ по дизайнерскому проектированию, цель которой преобразовать условия задачи в принципы ее решения, создать из описания потребности модель материально-пространственного объекта, удовлетворяющего эту потребность. Суть методики А.п.в.д. в расчленении процесса исследования предлагаемой дизайнеру ситуации на ряд этапов, самостоятельных по целям и результатам работы: 1) обследование, знакомство с ситуацией, контекстом размещения будущего объекта, перечнем свойств, которыми он должен обладать (изучение аналогов, обзор литературы и прототипов, формулировка задач); 2) проблематизация задания, разрешение противоречий между обстоятельствами будущей жизни объекта и эксплуатационными характеристиками его структур; 3) тематизация (выбор «тем») возможных решений проблемной ситуации, «перебор» частей проектируемого комплекса (пространственных элементов, технологических принципов и устройств, систем оборудования и т.д.; 4) сравнение «тем» (частных решений), сведение их в разные варианты согласованного общего решения и выбор среди полученных вариантов проекта наиболее эффективного (хотя в строгом смысле это еще не проект, а дизайн-концепция, идея будущего проекта, содержащая его реально представимые инженерно-технические, пространственные, процессуальные формы и т.д.
АНАЛИЗ ПРОЕКТА – документированная всесторонняя и систематическая проверка проекта с целью оценки возможности заложенных в нем решений обеспечить требуемое качество, выявления возможных при реализации проблем и определения способов их решения.

АНКЕР – крепежная деталь, предназначенная для соединения различных строительных изделий и конструкций, а также крепления оборудования. Термин А. применяется также в смысле «промежуточная деталь» (анкерная связь, анкерная плита). Чаще всего, А. – металлическая деталь (стержень, прут), забетонированная в монолитную конструкцию или заложенная в кирпичную кладку и служащая для крепления каких-либо элементов.
АНКЕРОВКА – закрепление оборудования, трубопроводов и элементов строительных конструкций анкерами, рассчитанными на восприятие нагрузки и передачу е? опорному устройству. Например, А. арматуры – закрепление арматуры анкерами, расположенными в толще или на поверхности предварительно напряженного железобетонного элемента, а также в упорах.
АНКОНЫ – 1) консоли, поддерживающие дверной карниз; 2) каменные уступы для подъема камней, которые не разбираются по окончании строительства.
АННАЛИТ (бетон гипсовый) – смесь из сильно обожженного гипса, крупнозернистого песка, гравия и щебня, иногда также гранитной или мраморной крошки; употреблявшаяся для изготовления искусственных камней для кладки и облицовки стен. После застывания хорошо режется и полируется.
АННЕЛЕТ – 1) украшение (архитектурный профиль) в виде венчика из слегка загнутых листьев, узким кольцом охватывающий фуст (ствол) колонны, закрывающее скоцию между полувалами в капители или базе колонны; иногда А. называют любые кольцеобразные декоративные элементы; 2) см. ремешки.
АННУЛИ – в античной архитектуре – три или пять мелких параллельных бороздок, опоясывающих колонну дорического ордера под эхином ее капители. А. обычно красили в красный цвет; см. также ремешки.
АНОД – в химических источниках тока (гальванических элементах или электрических аккумуляторах) – положительный электрод, характеризующийся тем, что движение электронов (во внеш. цепи) направлено от него (к катоду). А. называют также: электрод электронного (ионного) прибора, соединяемый с положительным полюсом источника; положительный полюс электролитной ванны электрического тока: положительный электрод электрический дуги. В зависимости от назначения А. выполняются металлическими (тантал, молибден, никель, медь, железо, вольф-рам и др.) или неметаллическими (графит).
АНОДИРОВАНИЕ (оксидирование электрохимическое) – электролитическое нанесение оксидной пленки (обычно толщиной 5-25 мкм) на поверхность металлических изделий для защиты металла от коррозии, создания электроизоляционных свойств, в качестве основания для лако-красочных покрытий и в декоративных целях. Анодируют в основном алюминий и сплавы.

АНСАМБЛЬ АРХИТЕКТУРНЫЙ – группа сооружений, объединен-ных между собой и с окружающей средой в общую гармоничную художественную композицию, воспринимаемую как единое целое. А.а. отвечает определенному идейно-художественному содержанию и композиционному замыслу. А.а. представляет собой более сложную целостность, чем обычная архитектурная композиция. Основными средствами А.а. являются согласованность масштаба, пропорций, ритма застройки, соподчиненность главных и второстепенных компонентов, использование эстетических качеств ландшафта и декоративного искусства (скульптура, малые формы архитектуры и т. п.), доступность зрительного восприятия общей объемно-пространственной композиции.
АНСАМБЛЬ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНШАФТНЫЙ – завершенный композиционно и функционально комплекс архитектурно-ландшафтных объектов объединенных между собой и с окружающей средой в общую гармоничную художественную композицию. А.а.-л. представляет собой функционально связанную совокупность сооружений, растительности и других элементов ландшафта, приведенных к единству и получивших определенный целостный художественный облик.
АНСАМБЛЬ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ – градостроительное образование, облик которого отвечает определенным художественным требова-ниям.
АНСАМБЛЬ ДИЗАЙНЕРСКИЙ (ансамбль в дизайне) – взаимная художественная и прагматическая согласованность, эстетическая целостность комплекса относительно самостоятельных произведений дизайнерского искусства, образующих разного рода функционально-эстетические, где они дополняют друг друга и в практическом плане, и в эстетическом отношении.
АНСАМБЛЬ ЛАНДШАФТНЫЙ – функционально связанная совокупность сооружений, растительности и других элементов ландшафта, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Композиционная цельность и архитектурно-пространственное единство являются основной чертой А.
АНСАМБЛЬ САДОВО-ПАРКОВЫЙ – пространственно и функционально связанная совокупность сооружений, растительности, водоемов и других элементов ландшафта, образующая целостную архитектурно-художественную композицию.
АНТАБЛЕМЕНТ – верхняя несомая горизонтальная часть архитектурного ордера (перекрытие), опирающаяся на колонну, пилон, стену; лежащая на колоннах балка, состоящая, как правило, из трех горизонтальных частей: архитрава, фриза и карниза. А. без архитрава называют облегченным, без фриза – неполным. Понятие А. относят только к плоским, или архитравным, перекрытиям. Другие типы перекрытия: арку, свод, купол – можно называть А. лишь метафорически.

АНТЕФИКС (антификс) – 1) декоративные мраморные или терракотовые детали-украшения в виде полукруглых декоративных щитков с рельефным или расписным изображением пальметты, антемия, аканта, маски, располагавшихся над венчающим карнизом здания и образующих ритмический ряд в основании ската кровли. В отличие от акротериев, которые прикрепляли по углам треугольного фронтона здания, А. устанавливали рядами по обрезу кровли классических сооружений по боковым фасадам.А. прикрывали торцы калиптеров – выпуклых (двускатных) черепиц. Дождевая вода стекала по дорожкам из плоских черепиц – солен – между калиптерами и антефиксами. Издали А. выглядят как украшение, наподобие зубчатого карниза. 2) Каменная или керамическая фигурная, вертикально поставленная черепица, располагавшаяся по обрезу кровли.
АНТИК – произведения искусства античной эпохи – керамика, вазы, скульптура и т.п.
АНТИПИРЕН – 1) вещества или смеси, добавляемые в материал (вещество) органического происхождения для снижения его горючести; 2) огнезащитные красочные составы или огнезащитные пропитывающие вещества, наносимые на деревянную или иную конструкцию и предохраняющие ее от воспламенения и самостоятельного горения (например: сернокислый и фосфорнокислый аммоний в соотношениях 3:7 в 10-20% водном растворе и др.). Защитное действие А. основано на том, что некоторые из них при пожаре плавятся и древесина покрывается пленкой, затрудняющей доступ кислорода. А. содержат замедлители горения (фосфаты аммония, бура, хлористый аммоний), сипергисты (вещества, усиливающие действие основного замедлителя) и стабилизаторы, ограничивающие расход замедлителя. АНТИПИРИРОВАНИЕ – глубокая или поверхностная обработка (обычно пропитка) строительных конструкций (прежде всего деревянных) огнезащитными красочными составами или огнезащитными пропитывающими веществами (например, растворами солей) с целью повышения сопротивляемости конструкции воздействию огня.

АНТИСЕПТИК – вещества, применяющиеся для предохранения строительных материалов органического происхождения от биоповреждений (воздействия бактерий, грибов и др.). Как правило, А. – вещества, являющиеся токсичными по отношению к дереворазрушающим грибам, микроорганизмам и насекомым. Например, А. древесины – растворы солей, препятствующие развитию грибов, предотвращающие гниение.

АНТРЕСОЛЬ – 1) верхний полуэтаж дома, встроенный в объем основного этажа (характерны для особняков и усадебных домов XVIII-XIX вв.); как правило, А. по высоте меньше нижнего этажа (в классическом варианте – второго, главного этажа – бельэтажа с высокими комнатами, обычно 2 этажа); 2) площадка внутри здания, опирающаяся на самостоятельные опоры или конструкции здания, предназначенная для размещения административных и бытовых помещений или инженерного оборудования; 3) род балкона внутри высокого помещения – полуэтаж, занимающий верхнюю часть объема высокого помещения жилого, общественного или производственного здания, предназначенный для увеличения полезной площади помещения и сообщающийся с основным помещением посредством открытых лестниц или пандусов, а также через общие лестничные клетки здания; 4) настил под потолком для хранения вещей, а также отдельная верхняя часть шкафа, предназначенная для такого хранения.

АНТЫ – выступы боковой стены на переднем фасаде здания – угловые пилястры с иной базой и капителью, чем классический ордер основного сооружения, то есть выступающие наружу торцы внутренних стен, расположенные по сторонам от входа. Два таких выступа по сторонам входа образуют заглубление центральной части фасада (то есть продомос). Храм с выступами по сторонам, которые, в отличие от круглых колонн, выглядят как пилоны (опорами квадратного сечения), называют «храмом в антах».

АППАРАТ ПЕСКОСТРУЙНЫЙ – оборудование (устройство) для очистки или декоративной обработки поверхностей изделий или конструкций (например металлических поверхностей перед окрашиванием, фасадов зданий и т.д.) стру?й подаваемого под давлением сжатого воздуха с взвешенными в нем частицами песка.
АППАРЕЛЬ – 1) устройство в виде короткой наклонной плиты, рамы или направляющих реек для прохода (проезда) в здание (сооружение) с доступным для передвижения уклоном; 2) железобетонная или мощеная платформа для погрузки грузов в железнодорожные вагоны; 3) приспособление для погрузки техники на переправочные средства; 4) исторически использовавшееся в фортификационной архитектуре название земляного пандуса с уклоном от 1:4 до 1:10, для втаскивания орудий на барбеты и валганги, а также для сообщения рвов и траншей с основной поверхностью укрепления; в наше время – пологий спуск в крутостях окопов и укрытий для въезда (выезда) военной техники.
АППЛИКАЦИЯ – 1) способ плоскостного макетирования путем наклеивания графических или текстовых фрагментов на основной чертеж; 2) прием декоративного оформления интерьера, заключающийся в создании некой композиции путем наклеивания декоративных элементов на служащую основой поверхность; 3) в малярной технике способ нанесения в цвете орнаментальных или тематических изображений.
АППЛИКЕ – используемые в качестве декоративных элементов изделия из относительно дешевого металла (например, железа, меди, латуни), покрытые с лицевой стороны слоем серебра или иного драгоценного металла.
АПСИДА (абсида) – примыкающий к основному объему здания пониженный выступ полукруглой (как правило), граненой либо сложной формы в плане выступ, перекрытый полукуполом или полусводом. А. появились в древнеримских базиликах. В античной архитектуре А. близко понятию экседра. В христианском зодчестве – алтарный выступ, ориентированный на восток. А. также оформляют трансепты.
АРАНЖИРОВКА – искусство составления композиций (букетов) из отдельных растений, ветвей, зеленых гирлянд, венков, цветов, листьев и размещение в вазах и корзинах с целью оформления интерьеров и фасадов парковых павильонов. АРБАЗ – массивное бревенчатое сооружение в богатой традиционной карачаевской усадьбе, объединяющее несколько жилых домов и хлевов, с выходами внутрь многоугольного замкнутого двора под массивной земля-ной крышей.

АРБОЛИТ – разновидность легкого бетона, изготовляемого из рационально подобранной смеси органических заполнителей (древесной щепы или дробленки, камыша, костры конопли и т.п.), химических добавок, воды и вяжущего вещества (в основном портландцемента). По назначению А. подразделяют на теплоизоляционный и конструкционно-теплоизоляционный. Используют для возведения стен малоэтажных сельскохозяйственных, промышленных, жилых и культурно-бытовых зданий.

АРЕАЛ – область распространения сходных условий (например, ландшафтов), сходных объектов (например, населенных мест), каких-либо явлений, полезных ископаемых и т.п., тех или иных видов животных и растений. На географических картах А. передается путем ограничения его линиями разного цвета и рисунка, окраской, штриховкой и др. приемами.
АРЕНА – изначально центральная часть римского амфитеатра (стадиона, цирка), где проходили бои гладиаторов; в дальнейшем – любое специально оборудованное открытое сооружение для публичных представлений или спортивных состязаний (как правило, круглая или овальная площадка порядка 13 м в диаметре в современном цирке посыпанная песком).

АРКА – 1) криволинейная или ломаная распорная архитектурная конструкция из одного или нескольких элементов (гнутых или прямолинейных), перекрывающая пространство между двумя опорами. Поперечная толщина кладки в А. обязательно меньше, чем протяженность (вдоль лицевой поверхности) перекрываемого ею пространства. Обычно А. – криволинейное перекрытие проемов в стене или пролетов между опорами, состоящее из уложенных дугой блоков с опорами лишь по бокам. 2) в строительной механике А. – плоская распорная система, имеющая форму кривого стержня, обращенного выпуклостью в направлении противоположном направлению действия основной нагрузки.

АРКАДА – 1) ряд арок (обычно одинаковых по форме и размеру), опирающихся на колонны или пилоны, либо свободно стоящих, либо примыкающих к строению (глухая аркада). А. чаще всего применяется при устройстве открытых галерей; 2) элемент декора интерьеров, мебели и резных панелей конца ХVI-ХVII веков, образованный серией круглых арок.

АРМАТУРА – 1) в общем смысле А. – устройства и детали, не входящие в состав основного оборудования, но обеспечивающие его нормальную работу (клапаны, вентили, выключатели и т.п.). По разным основаниям выделяют А. трубопроводную, конструктивную, электротехническую, печную, запорную, распределительную и т.п. 2) элементы из более прочного и пластичного материала внутри менее прочного и пластичного; предназначена главным образом для восприятия растягивающих сил; 3) мотив архитектурного декора, состоящий из стилизованных изображений элементов древнеримского военного снаряжения; мотив характерен для стиля ампир начала XIX в.
АРМИРОВАНИЕ – усиление (упрочнение) одного материала или конструкции путем механического соединения его с другим, более прочным материалом. А. применяется при изготовлении железобетонных и каменных конструкций, изделий из стекла, пластмасс, керамики, гипса и др. А. осуществляется преимущественно стальной арматурой; пользуются и неметаллической арматурой. Различают обычное и предварительно на-пряженное А., последнее позволяет повысить трещиностойкость, жесткость и долговечность конструкций.

АРТ-ДИЗАЙН – одна из линий развития современного дизайна, в которой отсутствуют различия между функциональным проектированием, составляющим основу профессионального дизайна, и чистым, высоким искусством. Произведения А.д. создают художники дизайна, стремящиеся, прежде всего, к достижению высокого качества композиции, деталировки формы, качества поверхности, колорита – даже если они начинают оттеснять в угоду художественным, эмоционально-образным достоинствам такие традиционные ценности классического дизайна, как рациональность, технологичность и т.д.


АРХИТЕКТОНИКА – 1) средство архитектурной композиции, заключающееся в художественном выявлении конструктивного строения сооружения, например распределение архитектурного декора в композиции произведения зодчества, подчеркивающее зрительную надежность конструкций, устойчивость в соотношении несущих и несомых частей, прочность каркасных узлов, весомость оснований и т.д.; в отличие от качеств тектоничности (ясном выявлении на поверхности формы ее внутренней конструкции), А. несет в себе композиционный смысл и является художественно-образным качеством архитектурной формы; 2) научная дисциплина об использовании зодчеством математики и механики; 3) теория архитектуры как искусства.

АРХИТЕКТОР-ДИЗАЙНЕР – специалист в области комплексного проектирования предметно-пространственной среды, основанного на традициях культуры архитектурного проектирования и понимании задач оснащения среды современными видами бытового и технического оборудования; работающий на стыке областей художественного творчества (архитектуры и дизайна), ведущий субъект процесса архитектурно-дизайнерского проектирования.

АРХИТЕКТУРА – 1) (зодчество) качественная сторона строительной деятельности, отражающая эстетические отношения процесса создания строительного объекта; искусство проектирования и строительства, решающее эстетические и социальные задачи. А. наряду с живописью и скульптурой входит в т.н. «триаду главных искусств» (живопись, скульптура, архитектура). В А. взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Выразительные средства А. – композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. 2) Совокупность характеристик сооружений (пропорции, элементы декора и т.п.), которая позволяет их охарактеризовать с точки зрения замысла проектировщика. В этой связи различают целый ряд различных исторических и географических типов А. 3) Собственно система зданий и сооружений, формирующая пространственную среду для жизнедеятельности людей.

АРХИТЕКТУРА ДЕРЕВЯННАЯ – искусство строить из дерева; главные конструктивные системы – срубная (постройки из бревен – дома, храмы, хозяйственные сооружения стран Восточной и Северной Европы) и каркасная (вертикальные столбы, горизонтальные ригели, раскосы – европейский фахверк, постройки Восточной и Юго-Восточной Азии, Африки, Америки, Океании). Развивавшаяся с древности Д.а. отличается простотой исходных геометрических форм и богатством их комбинаций, выразительным использованием фактуры и текстуры дерева, декоративной резьбы и росписи. Применение антисептиков, антипиренов, прессова-ние и склеивание древесины, а особенно промышленная переработка дерева (плиты, объемные элементы) сделали Д.а. эффективной в строительстве современных промышленных, сельскохозяйственных, общественных и жилых зданий.

АРХИТЕКТУРА ЛАНДШАФТНАЯ – вид искусства (область архитектуры), целью которого является организация пространственной среды с помощью природного материала, приводящая к эстетической гармонии пластические особенности существующего рельефа, а также гармоническое сочетание с ландшафтом архитектурных объектов. В сущности, А.л. – искусство создавать гармоническое сочетание естественного ландшафта с освоенными человеком территориями, населенными пунктами, архитектурными комплексами и сооружениями с учетом функциональных, эстетических, технико-экономических требований.

АСБЕСТ (горный л?н) – обобщенное название минералов класса силикатов (групп серпентина и амфибола), образующих тонковолокнистые агрегаты, способные при механическом воздействии разделяться на тончайшие и весьма прочные волоконца. А. отличается высокой прочностью и температуростойкостью; широко применялся в качестве несгораемого изоляционного материала, в настоящее время признан ядовитым. Из А. производятся огнестойкие (tпл около 1500°C), щелоче- и кислотоупорные, нетеплопроводные диэлектрики; используется также как наполнитель пластмасс, асбестоцементов, материал для огнестойких и теплоизоляционных изделий.
АСПИРАЦИЯ – процесс удаления пыли и газов, образующихся в процессе работы технологического оборудования с места их образования с целью предотвращения загрязнения производственных помещений с последующей транспортировкой и очисткой воздуха очищаемых помещений.

АСФАЛЬТ – 1) строительный материал, представляющий собой смесь битума (60-75% в природном А. и 13-60% в искусственном) с тонкоизмельченными минеральными наполнителями, главным образом известняками. А. применяется главным образом в смеси с песком, гравием, щебнем для строительства дорог и тротуаров, а также для устройства полов в промышленных зданиях, как кровельный, гидро- и электроизоляционный материал, для приготовления замазок, клеев, лаков и др. 2) искусственное или природное органическое вяжущее

АТТИК – в классической архитектуре декоративная стена (иногда ее называют аттиковый полуэтаж) над венчающим архитектурное сооружение (здание или, например, триумфальные ворота) карнизом (антаблементом) А. часто завершает триумфальные арки, обычно бывает украшен рельефами или надписями.

АХА (ах-ах) – граница сада или парка, не загораживающая вид на окружающий ландшафт; создавалась с помощью глубокого рва и подпорной стены; внезапный просвет в плотном зеленом массиве парка у его границы, открывающий перспективный вид на окрестности. А. широко применялся в парках XVIII-XIX вв.

АЭРАТОР – 1) деталь разборной трубопроводной (сантехнической) арматуры, представляющая собой насадок на изливе (шланга, трубы и т.п.), образующий аэрированную (водно-воздушную) струю; 2) устройство для насыщения воды в очистных сооружениях кислородом воздуха.

АЭРОГРАФИЯ – способ нанесения жидкой краски на поверхность стен (аналогично на бумагу плаката, чертежа) пистолетом-распылителем (аэрографом). А. позволяет с помощью трафарета выполнить сложные рисунки живописного характера с плоскостным и объемным изображением; в строительстве применяется при декоративной отделке стен помещений и позволяет производить работу быстрее, чем кистью.

 

 

Отделочные работы для словаря терминов

 

  

Популярное для кухни