Этапы развития дизайна кухни

 История развития дизайна кухни в двадцатом веке. Этапы развития кухонной мебели

 

В данной статье об истории дизайна кухни и направлениях в дизайне кухни рассматривается период с начала 20 века по настоящее время.
На протяжении двадцатого столетия, дизайн кухни четко следовал за тенденциями в изменении стиля жизни людей, реагируя на все новшества, придуманные, чтобы облегчить домашний труд. Некоторые элементы старинного стиля меблирования кухни сохранились с незначительными изменениями до наших дней. В следующих подразделах вы найдете информацию о самых ярких событиях в мире дизайна кухни за значительный период времени.

Дизайн кухни в первой трети двадцатого века

Возможно речь о дизайне кухни еще рано заводить, рассматривая этот временной период. Кухонная мебель в начале 20 века выглядела очень аскетично и скромно, возможно даже грубовато. Она напрочь была лишена декоров. Шкафчики находились на расстоянии друг от друга, то есть не существовало такого размещения как линейное, когда все кухонные модули выстраивались в один ряд. От мойки до широкого буфета с посудой необходимо было сделать с десяток шагов. Мойки были изготовлены из металла, были цельнометаллическими гигантами и имели большой вес. Цвета малочисленных кухонных шкафчиков были невыразительными, блеклыми, порой разных цветов. Дизайн разрозненных кухонных модулей также не вписывался в единый стиль интерьера. Часто люди со временем просто докупали необходимые шкафчики в имеющуюся обстановку и не сильно придавали значение их дизайну и цвету. Учитывалась в первую очередь стоимость и наличие большого пространства. Кухня была местом приготовления пищи, и никак не предназначалась для семейного или дружеского времяпрепровождения. В домах состоятельных семей на кухне работали наемные работники, а не домочадцы. Куда тут домовладельцам до дизайна кухни?
Только в конце 20-х годов 20 века, возникла мода оформлять кухни в едином дизайнерском ключе с концепцией помещения, потребители стали проявлять интерес к экстравагантным цветовым решениям. На мебельном рынке тех времен пользовались спросом кухни в серебристой, желтой или голубой цветовой гамме. Стал входить в моду дизайн с сочетанием черных и белых кухонных шкафчиков. Из бытовых приборов массовое распространение имели только массивные отдельностоящие газовые или вовсе твердотопливные плиты. На полу в кухнях тех времен можно было встретить в основном рулонные или плиточный линолеум светлых или наоборот, темных расцветок.
Все дизайнерские декоры, какие добавлялись в кухню, были произведены из натурального дерева или металла. До тридцатых годов в домах появились цельнометаллические холодильники с эргономичным дизайном, за совершенно гладкой поверхность которых было просто ухаживать. Стоили они в то время очень дорого. Именно в конце двадцатых годов 20 века на кухнях стали появляться привычные нам сегодня мелкие бытовые приборы - тостеры, электрические кофеварки и простейшие кухонные процессоры (прадеды кухонных комбайнов).

Дизайн кухни во второй трети двадцатого века

Этап в дизайне кухни второй трети двадцатого века, с середины 30-х годов, уже проявляет тенденцию к увеличению количества кухонных шкафчиков. Все еще основная цель меблировки кухни - обеспечить функциональное пространство именно для работы, а не хлопоты по разработке дизайна кухни для приема пищи и отдыха членов семьи. Пища приготавливается на отдельно-стоящих столиках с фарфоровой поверхностью. На рынке мебели тех времен растет спрос на первые встроенные кухни с компактным размещением всех элементов для хранения посуды, утвари и часто используемых продуктов. Это новая эра в дизайне кухни. Индустрия с готовностью откликается на требования рынка различными готовыми вариантами дизайна кухонной мебели для помещений различной площади. Этот этап в дизайне кухни характерен разнообразием и в цветовых решениях корпусов и фасадов мебели.
Дизайн в меблировке кухонного помещения принимает форму скорее опытов, гонки за новшествами, чем попытки обустроить уютное гнездышко в сердце дома или квартиры. Люди стали отдавать дань дизайнерской моде и отчасти престижу в обустройстве. Желание вложить немалые средства в кухню вынудили производителей предложить дизайнкрепких шкафчиков из комбинации дерева и металла, которые безболезненно можно было бы забрать с собой при переезде на новое место жительство (мобильность мебели). С желанием обеспечить в месте приготовления пищи санитарных правил, столешницы из дерева стали заменяться на рабочие поверхности, выложенные из керамической плитки. На полу место линолеума все чаще стала занимать керамическая плитка в простом сочетании черная - белая. В дизайне освещения доминирующую роль стала играть тенденция к размещению яркого светильника в центре кухни. Привычные мойки из металла, имеющие вид огромной раковины, уступали место комбинированным мойкам с более компактной раковиной и плоским столиком для сушки вымытой посуды. Холодильники на кухне стали оснащаться регулируемыми ножками для упрощенной уборки, все больше домохозяйств в развитых странах стали приобретать посудомоечные машины, которые, естественно не были встраиваемыми и имели вертикальную загрузку. Еще интересный факт касательно тостеров - в те далекие времена они обеспечивали поджаривание только одной поверхности ломтиков хлеба. Кухонные плиты стали выпускаться с практичным покрытием белой эмалью. Общая тенденция в дизайне кухни этого этапа - гигиена, и простота в уборке кухонных приспособлений.
В сороковых годах двадцатого столетия доминирующими цветами в дизайне кухонной мебели и крупных устройств были белый, салатовый, золотистый и оттенки серого. Кухонные гарнитуры того сложного времени представляли собой беспорядочный ряд навесных шкафов на стене (без попытки дизайнерского оформления), а также ряд нижних шкафов, необходимых для устройства просторной рабочей поверхности. Дверцы шкафчиков кухни модно было производить с отчетливо заметной текстурой дерева, или ровно окрашенной деревянной или металлической поверхностью. В сороковых годах появились мойки из нержавеющей стали. Искусственные, не слишком надежные, покрытия стали появляться на рабочих поверхностях. Это была дань моде на современные материалы для отделки жилых помещений (тенденция схожа с любовью наших сограждан зашивать потолки из гипса пластиковыми панелями), скорее чем полноценное направление в дизайне кухни. После второй мировой войны на кухнях в развитых странах стали появляться новые дизайнерские изыски: полы из пробкового материала. Покрытия из дешевого материала на основе винила, пришли в сферу дизайна кухни в конце 40-х годов. Любовь к округлым формам сильна повлияла на внешний дизайн крупных бытовых приборов, например, холодильников и кухонных плит. Впервые была представлена система автоматического оттаивания холодильников. На кухнях в ресторанах и гостиницах, но не в жилых домах и квартирах, появились первые микроволновые печи. Все чаще в жилых домах стали устанавливать электрические плиты. Из мелкой бытовой техники на кухне можно было встретить миксеры, блендеры и электрические сковороды. Корпуса кухонных шкафчиков все также производились из натурального дерева.
С пятидесятых годов зону приготовления пищи на кухне попытались дополнить небольшим пространством для быстрого потребления еды. Это потребовало от дизайн-проектов кухонных гарнитуров большей компактности. Так на рынке мебели стали доминировать кухни со встроенным дизайном, подчиненные идее экономии пространства в помещении. На полу все чаще стали использовать вместо линолеума керамическую плитку. Некоторые элементы на кухне были произведены из оргстекла, резины, акрила и алюминия. Для дизайнеров жилых помещений наступило благодатное время. Кухонные шкафчики стандартных потребительских качеств стали предметом массового производства большого количества крупных и мелких компаний по всему миру. Их цветовая палитра варьировалась от серого и белого, до модных и вызывающих небесно голубых, ярко-салатовых и даже розовых оттенков в дизайне.
Сегодня подобрать наилучший дизайн лицевых поверхностей и цвет кухни под заказ в Минске  вам с радостью поможет наш опытный дизайнер!
Холодильники в пятидесятых годах были тотально оснащены системой автоматического оттаивания и имели вверху морозильную камеру. С переходом к использованию в системе охлаждения фриона увеличилось полезное пространство холодильника. Также впервые на рынке появился встраиваемый в кухонный шкафчик холодильник. Это значительно повлияло на общий дизайн кухни того времени. Холодильник, являющийся неотъемлимой частью любого дома, теперь успешно вписывался в кухонный гарнитур. В 1952 году в продажу поступили первые бытовые микроволновые печи. Их заоблочная стоимость делала их предметом роскоши, а не жизненной необходимости. Они имели внушительные размеры и крепились к стене - то есть были стационарными. Впервые в кухонную мебель встроили посудомоечную машину с компактным дизайном, накрыв ее общей столешницей. Для этого пришлось разработать устройство с фронтальной загрузкой посуды. Параллельно была изобретена стиральная машина которая стирала и одновременно отжимала белье - на многих кухнях начало высвобождаться пространство от старой машины для отжима. В начале шестидесятых годов была изобретена самоочищающаяся кухонная плита. В 1967 году в продаже появились первые компактные микроволновые печи, которые можно было ставить на столешницу, что таже потребовало особого внимания дизайнеров мебели к планированию пространства. К концу шестидесятых, практически все посудомоечные машины встраивались в кухни и имели фронтальную загрузку.

Дизайн кухни в последней трети двадцатого столетия

В дизайне кухни этого этапа доминировали коричневые, ярко оранжевые, пастельно-зеленые и янтарно-золотые оттенки. В моду вошли темные фасады для дизайна кухни со шпоном дуба и с дубовой обвязкой.
Уважаемые посетители! Сегодня мы предлагаем вам приобрести кухни из массива недорого и с изысканным дизайном! Наши цены на кухни из массива самые лучшие в Минске!
Пытаясь оставить в дизайне кухни полюбившуюся потребителям текстуру дерева, производители стали экспериментировать с искусственными материалами, напоминающими массив. Широко стало использоваться древесно-стружечная плита (ДСП). Правда она была не ламинированной, а кашировалась бумажной пленкой с рисунком. Впервые возникает необходимость улучшать не только дизайн, но и энергосберегающие свойства производимой бытовой техники для кухни. Разрабатываются нормы и стандарты энергопотребления бытовых приборов. На технике появляются информационные наклейки, позволяющие потребителям сделать тот или иной выбор. В моде разработанные прогрессивными дизайнерами цельные столешницы из древесных материалов с искусственным практичным покрытием. На рынке появляются мойки из нержавеющей стали, которые необходимо встраивать в столешницу. Этот этап богат на революционные технологии в дизайне как кухонной мебели, так и отделочных материалов для помещений. Стены на кухне начинают оклеивать практичными обоями под покраску. На полу используется керамическая плитка с повышенной стойкостью к истиранию, на радость дизайнерам, всевозможных цветов и размеров. Кроме плитки на пол укладывают виниловые покрытия с матовой поверхностью против скольжения. Для уникальной доработки дизайна кухни и декорирования помещений, на рынке доступно множество элементов для потолка, стен, и аксессуаров для мебели.
Для освещения кухни впервые используются люминисцентные лампы, значительно снижающие расход электроэнергии и практически нейтральные к концепции дизайна кухни. Это период в дизайне кухни знаменит появлением привычных для нас сегодня бытовых приборов (встроенных варочных панелей, духовок и вытяжек) в которых использовано сочетание черного стекла и металла.

Восьмидесятые годы прошлого века оставили пожалуй самый выразительный след в дизайне кухни. Это время нелегких экономических вызовов для мировой экономики, период резкого увеличения цен на энергоносители.
Многие домохозяйства вынуждены были сокращать бюджеты на обустройство домов, что не могло не отразиться на рынке кухонной мебели. Люди стали стремиться не приобретать новые дома и квартиры, а реконструировать и ремонтировать старое жилье. Именно в это время на рынке, перенасыщенном предложениями различных вариантов кухонной мебели, возникло предложение по обновлению и изменению дизайна старых кухонь. Правда эта тенденция присутствовала только в развитых странах, обойдя стороной необъятные просторы Советского Союза. Наши соотечественники, привыкшие всеми правдами и неправдами выбивать и доставать кухонные гарнитуры в системе государственного распределения товаров потребления, нередко самостоятельно обустраивали свои квадратные метры. То есть, не имея возможности достать кухню в предприятии советской торговли, граждане брали в руки столярные инструменты и создавали мебель собственноручно. Естественно, дизайн такой кухонной мебели был далек от совершенства, зато получалось недорого и не требовало дополнительной подгонки по месту.
Как за рубежом, так и у нас в стране, люди все чаще стали использовать кухню как помещение для семейного времяпрепровождения. Пытаясь отделить пространство для приготовления пищи с пространством для ее употребления, на западе стали разбавлять дизайн кухни барными стойками и кухонными островами. Для барных столешниц, которые располагались выше стандартной рабочей поверхности, индустрия тотчас предложила легкие и компактные высокие стулья. В европейском дизайне кухни в конце 20 века отчетливо прослеживалась тенденция к использованию гладких демократичных фасадов. Эту привычку успешно переняли и за океаном, в Соединенных Штатах и Канаде, где до сих пор прослеживалась неразделенная любовь к резному филенчатому кантри стилю. Для рабочих поверхностей все чаще стали использовать покрытия с рисунком натурального камня. Даже плоские кухонные фасады, как правило, изготавливали с ненавязчивой текстурой дерева и с использованием мягких оттенков. Бытовая техника разбавляла все великолепие неизменно черно-белыми тонами. В восьмидесятых рынок премиальных материалов для кухни стали завоевывать столешницы из натурального камня. Теперь дизайн недорогих кухонь был немыслим без цельной столешницы, перекрывавшей все шкафчики в едином ряду. На кухнях состоятельных семей появились двухдверные широкие холодильники, многие сознательные домовладельцы стали собирать мусор раздельно для удобной переработки, что потребовало дополнительного места на кухне для нескольких ведер. Теперь практически в каждом доме за рубежом можно было встретить микроволновую печь. Была внедрена в производство индукционная плита. Для газовых плит внедрялась система безопасности газ-контрол.
В девяностых годах прошлого века дизайн кухонной мебели характеризовался увеличением площади меблировки. Практический каждый уголок на кухне теперь был задействован. Появились кухонные гарнитуры невообразимые по дизайну и цветовым решениям. Сказывалась всевозрастающая конкуренция на рынке мебели. Фасады для кухонь стали изготавливаться из различных пород дерева, среди искусственных материалов популярность завоевывали чисто белые кухни. Кухня подверглась зонированию, исходя из задач использования той или иной ее части. Подсветка в кухни теперь не ограничивалась верхним освещением, широко использовались лампы под навесные шкафчики, для освещения рабочей поверхности и подсветка внутренних полок шкафчиков. Полки в шкафах с подсветкой заменялись на стеклянные. Все светильники дополнительного освещения работали через трансформатор или использовали люминесцентное свечение, что способствовало экономии электроэнергии. В дизайне кухни этого этапа прослеживались устойчивые шаблоны для построения удобной и красивой кухонной мебели. Дизайнеры, согласно предпочтениям и финансовым возможностям заказчиков, старались адаптировать популярные на то время модели под конструктивные особенности помещений. Дизайн кухни разделял стили на кантри, модерн, минимализм, хай тек, классика и другие. На рынке кухонной бытовой техники присутствовали обязательные стандарты энергосбережения, такие как Энержи Стар.
После распада Советского Союза нашим согражданам еще долго не были доступны все технические и дизайнерские новшества, созданные для домовладельцев на западе. Вплоть до конца девяностых, в Минске покупали кухни в виде готовых наборов в одну линию. Угловые по дизайну кухни со встроенной техникой с середины девяностых заказывались в салонах итальянской мебели. В качестве фасадов были дверцы из крашенного МДФ или массива. Поставщики продавали импортируемые гарнитуры с наценкой от 50 до 200 процентов! Часто такие фирмы существовали менее года и незадачливым покупателям, выложившим за кухню 4000-10 000 долларов, приходилось самостоятельно обслуживать дорогую покупку. В конце девяностых в Минск стали поставлять кухни из Польши с фасадами из пленочного МДФ. Нашим соотечественникам сразу пришлись по вкусу кухни с дизайном под классику, с резными дверцами под дерево (ольха, дуб, бук, вишня, махонь) или камень (мрамор).

Дизайн кухонь начала двухтысячных годов

В двухтысячных годах, дизайн кухонь еще больше изменился исходя из концепции «кухня для семьи». Люди стали стараться много готовить различных блюд, по телевидению демонстрировались передачи по кулинарии, в которых навязчиво рекламировался комфортный стиль жизни среднего класса. Кухня должна быть огромной, с практически многометровой рабочей поверхностью для приготовления сложных блюд. В кухню должно быть встроено несколько сложнобытовых приборов. Зона приготовления и зона потребления, должны разделяться специальными конструктивными элементами мебели. Нередко кухни стали совмещать с гостиной. Традиционный западный кухонный дизайн, который завоевал популярность и у нас, был дополнен восточными традициями (Фен-Шуй). В производстве кухонной технике стали часто использоваться материалы под нержавеющую сталь. Металл закрепился надежно в дизайне кухни и в виде алюминиевых фасадов для витрин. С появлением на рынке механихмов плавного и полного выдвижения, а также систем организации пространства шуфляд, в дизайне кухни наметилась тенденция к размещению большого количества широких шуфляд. На многих кухнях в больших городах появились системы дополнительной фильтрации воды. Кухонные мойки также несколько изменили привычный дизайн. Популярностью стали пользоваться раковины с несколькими, часто различными по объему, чашами (с местом для размарозки). Кухонные смесители размещались как в самой мойке, так и в столешнице из искусственного камня. Все бытовые приборы стали в большой степени «умными» устройствами с возможностью программирования различных функций. Комбинация фасадов из массива или под натуральное дерево дизайнеры повсеместно старались сочетать с нержавейкой, искусственным камнем и плиткой. Многие материалы для отделки кухни стали производиться с использованием вторсырья (виниловые покрытия, линолеум, ламинат). В домах, где проживают большие семьи, наметилась тенденция к организации двух кухонных помещений: для отдыха семьи и потребления пищи и подсобного, для приготовления еды, стирки, мойки посуды, и т. д.

 Этапы развития дизайна кухни. Факты об истории дизайна кухонной мебели и кухонной техники. Фото-1

Этапы развития дизайна кухни. Факты об истории дизайна кухонной мебели и кухонной техники. Фото-2

На двух верхних фото представлена кухня начала 2000-х годов. Отдельностоящая маленькая плита, пленочный МДФ, который был тогда в моде. Модная гладкая форма фасадов кухни - Люкс от ЗОВ.

Этапы развития дизайна кухни. Факты об истории дизайна кухонной мебели и кухонной техники. Фото-3

Настоящей сенсацией в дизайне кухни в Минске вызвало появление на предприятии ЗОВ просторных угловых шкафов ШЛУН с диагональной дверью, и, что самое важное, с цельной столешницей 90х90 см и завалом (закруглением) спереди.

Этапы развития дизайна кухни. Факты об истории дизайна кухонной мебели и кухонной техники. Фото-4

На этой фото наша первая попытка дизайнерски обустроить на кухне тупой  угол с нестандартным градусом. Чтобы рассчитать количество материала, на замере пришлось разрисовывать схему кухни на полу в масштабе "как есть". 

Этапы развития дизайна кухни. Факты об истории дизайна кухонной мебели и кухонной техники. Фото-5

Этапы развития дизайна кухни. Факты об истории дизайна кухонной мебели и кухонной техники. Фото-6

Эти два фото с кухней из патинированной пленки от ЗОВ Ретро-2 мы привели здесь, чтобы подчеркнуть популярную в середине 2000-х годов в дизайне кухни тенденцию к очерчиванию мебели выступающими потолками с багетами. Даже при относительно строгих фасадах из гладкого  МДФ с алюминиевым профилем, устанавливались потолки из ДСП пепел с багетом в цвет металлик!

Этапы развития дизайна кухни. Факты об истории дизайна кухонной мебели и кухонной техники. Фото-7

В дизайне этой роскошной кухни из массива черешни потолок с багетом находится на своем месте. 

Этапы развития дизайна кухни. Факты об истории дизайна кухонной мебели и кухонной техники. Фото-8

Дизайн же этой кухни из натурального дерева выдержан уже в более современном стиле - об этом свидетельствуют длинные шуфляды и открытые мебельные модули. Также цвет делает этот гарнитур более легким, не консервативным.

Этапы развития дизайна кухни. Факты об истории дизайна кухонной мебели и кухонной техники. Фото-9

Дизайн помещения кухни сегодня нераздельно связан с внешним видом мебели. Посмотрите как удачно обыграна крепким материалом рабочяя стенка напротив варочной поверхности и мойки. Мойка, кстати, встраиваемая в уровень со столешницей.

Этапы развития дизайна кухни. Факты об истории дизайна кухонной мебели и кухонной техники. Фото-10

 Вот самый востребованный дизайн угловой кухни в наши дни. Снизу - темный фасад, сверху- светлый. Никакого стекла. Никаких потолков и открытых закругленных полочек. Все просто и лаконично. И, разумеется, в высшей степени функционально.